На счету пилотов, управлявших самолетами Мессершмитт Bf 109, больше побед, чем у летчиков любого другого немецкого истребителя времен Второй мировой войны.
И хотя позднее славу Bf 109 несколько затмил Фокке-Вульф Fw 190, Мессершмитт все равно продолжал оставаться становым хребтом германской истребительной авиации до самого конца войны. На протяжении своей долгой и славной карьеры Bf 109 претерпел множество изменений, но все же в последней версии, Bf 109К-14, все так же можно было узнать опытный образец, VI, впервые выкатившийся на летное поле в сентябре 1935 г.
Так уж получилось, что оснащался он двигателем Роллс-Ройс «Кестрел» VI. Машина настолько впечатлила немецкое Министерство авиации, что оно заказало 10 испытательных образцов.
Как и большинство немецких самолетов-современников, Bf 109 отправился в Испанию, где нес службу в составе легиона «Кондор». К началу войны в 1939-м, Bf 109D уже уступал место «классическому» Bf 109Е, блеснувшему затем в ходе битвы за Британию.
В первые восемь месяцев войны Е-1 не знал себе равных в небе. Подверсия Е-1/В являлась штурмовиком, способным нести 250-кг бомбу. К 1940 г. объем выпуска «Эмиля» (от буквенного обозначения версии в индексе «Е» — Emil) достиг 1868 единиц. Е-2 и Е-3 оснащались двумя MG 17 установленными в крыльях и двумя — в носовой части фюзеляжа, где ставилась также MG FF/M. Е-4 имел в носу два MG 17 и две MG FF/M — в плоскостях.
Машины всех вышеперечисленных модификаций действовали против союзников в 1940-м, и опытным немецким летчикам удалось записать на свой счет немало побед, сбив огромное множество «зеленых» британских и французских пилотов.
Однако с ростом боевого опыта союзников, улучшением матбазы и мастерства летчиков немцы стали нести все более и более серьезные потери. Благодаря своей скорости штурмовик Bf 109Е-4/В оказался крепким орешком для перехватчиков. Самым крупным успехом машин этой версии стало уничтожение в 1941 г. британского судна «Фиджи».
Bf 109F отличался от «Эмиля» лучшими аэродинамическими характеристиками и оснащался 895-кВт (1200 л.с.) двигателем Даймлер-Бенц DB 601Е. Претерпело изменение и вооружение машины: два MG 17 устанавливались в верхней части носа фюзеляжа и стреляли через синхронизатор, а скорострельная пушка MG 151 — через отверстие во втулке воздушного винта. Таким образом, огневая мощь машины несколько снизилась. Самолет F-3, основная версия модификации «F», появился в начале 1942 г.
Он был проще в управлении и развивал максимальную скорость 628 км/ч. Штурмовик F-4/B мог нести до 500 кг бомб или реактивных снарядов.
Машина самой распространенной серии, «G», поступила на вооружение Люфтваффе в конце 1942 г. Конструкторам пришлось пожертвовать удобством в управлении и маневренностью ради повышения скорости. Самой быстроходной стала версия G-10, оснащенная форсированным за счет впрыска воды во всасывающие трубопроводы двигателем DB 605D, обеспечивавшим машине максимальную скорость 690 км/ч. Строилось также множество подвариантов.
Последними стали высотные истребители серии «Н» и самолеты с индексом «К». Заканчивалась история немецкого Мессершмитта модификацией Bf 109К-14. Объем общего выпуска всех модификаций Bf 109 превысил 35000 единиц.
Тактико-технические характеристики Мессершмитта Bf 109E-3 (Ме-109)
• Экипаж один человек
• Вооружение в плоскостях две 20-мм пушки MG FF с боезапасом по 60 выстрелов на ствол,
в фюзеляже два 7,9-мм пулемета MG 17 с боезапасом на 1000 выстрелов на ствол (или с 600 выстрелами при условии установки MG FF/M), иногда одна MG FF/M с боезапасом на 200 выстрелов в носовой части фюзеляжа
• Дальность полета 700 км
• Вес собственный 1900 кг; полетный 2665 кг
• Силовая установка один 876-кВт (1175 л.с.) 12-цилиндровый V-образный поршневой двигатель Даймлер-Бенц DB 601
• Габариты размах крыльев 9,86 м; длина 8,74 м; высота 3,4 м; площадь плоскостей 16,16 м2
• Летные характеристики скорость 560 км/ч на высоте 4438 м; практический потолок 10 500 м 700 км
По материалам kollektsiya.ru