Авиакомпания Cubana de Aviación возобновит полеты на старых Ил-96-300. Последний в мире самолет этого типа вернулся на Кубу после 16 месяцев пребывания в России, где он прошел капитальный ремонт.
Отсутствие коммерчески доступных комплектующих для российских самолетов не позволило национальной авиакомпании Кубы провести ремонт находящихся в эксплуатации самолетов западного производства.
Невозможность осуществлять операции на открытом рынке была и остается вызвана экономическими санкциями, введенными в отношении Кубы администрациями целого ряда президентов США, из которых самые суровые санкции были введены Дональдом Трампом. В 2019 году Куба и Россия достигли соглашения, согласно которому авиационные компании из Российской Федерации должны были проводить основные работы по техническому обслуживанию самолетов Cubana, такие, как инспекция C и D.
В настоящее время парк Cubana de Aviación состоит из двух Ту-204-100Б, двух Ту-204-100СЕ и четырех Ил-96-300. Один из» Туполевых» (CU-T1702) вернулся на Кубу через 15 месяцев и начал регулярные полеты на ближних рейсах. 3 декабря, спустя 16 месяцев Ил 96-300, регистрационный номер Т1250, вернулся на Кубу из Воронежа, где самолет проходил техническое обслуживание. Обратный маршрут широкофюзеляжного самолета пролегал через столицу РФ и канадский Гандер, где самолет был дозаправлен.
«Ильюшин» наконец приземлился в Гаване в воскресенье в 08:00 по местному времени. Самолет прошел проверку систем безопасности и навигации. Ил 96-300, поставленный Cubana Airlines в 2005 году, в настоящее время имеет двухклассную компоновку, 18 мест бизнес-класса и 244 места экономического класса. Пока самолет российского производства находился на ремонте, компания Cubana de Aviación арендовала Airbus A340-300 у испанской авиакомпании Plus Ultra для продолжения полетов между Гаваной, Мадридом и Буэнос-Айресом, Аргентина.
Пока неизвестно, когда именно кубинский оператор возобновит полеты «Ильюшина» в столицу Испании, поскольку эта страна ввела ограничения на вход самолетов российского производства в свое воздушное пространство в ответ на вооруженное нападение России в Украину. Ил-96 — широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет с четырьмя двигателями ПС-90, первоначально спроектированный и построенный в Советском Союзе Воронежским авиационным производственным объединением.
В настоящее время производитель принадлежит российскому конгломерату «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК). Возвращение Ил-96 в состав кубинского флота приходится на время возрождения этого типа самолетов. После распада Советского Союза большинство некогда потенциальных клиентов Ил предпочитали заказывать западные самолеты производства Airbus и Boeing. Однако санкции, введенные против РФ после вторжения на Украину, изменили ситуацию в пользу Ил.
Из-за трудностей с приобретением запасных частей и проведением надлежащего технического обслуживания российские эксплуатанты испытывают проблемы с продолжением эксплуатации самолетов западного производства. Отсутствие доступа к запчастям стало причиной серии опасных инцидентов.
Власти РФ, видя проблемы местных перевозчиков, активизировали усилия по производству отечественных самолетов без необходимости приобретения западных комплектующих. Не так давно, 1 декабря, состоялся первый полет последней версии самого большого Ил 96-400М — новая версия Ил-96 провела в воздухе несколько часов.
Эксплуатация четырехмоторных самолетов резко снизила конкурентноспособность российских авиакомпаний на международном рынке, но позволила обеспечить пассажирскими местами внутренние перевозки.