Су-34 — фронтовой бомбардировщик

Су-34
3 Дек, 2015.

Работы по созданию двухместного Су-34 начались в ОКБ в начале 1980-х гг. под руководством М.П. Симонова, сформировавшего основную концепцию самолета, его облик, а также идеологию кабины, обеспечивающую комфортные условия для экипажа. Постановление по Су-27ИБ вышло 19 июня 1986 г., а в 1987 г. в ОКБ был подготовлен эскизный проект.

Прототип самолета Су-27ИБ, главным конструктором которого является Р. Мартиросов, появился в результате глубокой модернизации серийного Су-27УБ. Заново изготовленную носовую часть фюзеляжа с бронированной кабиной экипажа (которую построили на Новосибирском авиационном заводе) установили на модернизированный планер «спарки».

На наплывах крыла, значительно продленных вперед, смонтировали цельноповоротное горизонтальное оперение (ПГО). Машина получила настолько характерные очертания, что новый самолет немедленно окрестили «утконосом». Воздухозаборники двигателей сделали нерегулируемыми, поскольку полет с максимальной скоростью на большой высоте не имел большого значения для истребителя-бомбардировщика.

Первый полет опытной машины состоялся 13 апреля 1990 г., пилотировал ее летчик-испытатель А. Иванов. Одновременно с испытаниями первого опытного самолета на заводе в Новосибирске (НАПО) началась подготовка к серийному производству истребителя-бомбардировщика. Первый Су-34 (Т-10В-2), построенный в НАПО, подготовили к испытаниям в середине декабря 1993 г.

18 декабря машину с номером «43» впервые подняли в воздух летчики-испытатели И.В. Вотинцев и А.И. Гайва-ровский. Этот полет для НАПО имел большое значение, поскольку впервые в практике фирмы опытный самолет собирался и облетывался на серийном заводе. 3 марта 1994 г. этот самолет совершил беспосадочный перелет из Новосибирска в Жуковский. Впервые публично самолет Су-34 был продемонстрирован на международном авиакосмическом салоне в Париже летом 1994 г.

Су-34 имеет интегральную аэродинамическую схему с передним и задним управляемым горизонтальным оперением. Машина статически неустойчива, снабжена системой дистанционного управления, благодаря чему обладает высокими аэродинамическими характеристиками.

Среднерасположенное трапециевидное крыло небольшого удлинения с развитыми наплывами и ПГО плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единую несущую поверхность. Кроме того, ПГО используется для гашения продольных колебаний самолета при полетах в турбулентной атмосфере.

Кабина самолета с поперечным размещением летчиков (впервые в мировой практике на машинах данного класса) выполнена в виде броневой титановой капсулы. Воздушная система поддерживает в кабине давление, позволяющее экипажу совершать полет без кислородных масок.

Размеры кабины позволяют членам экипажа встать в полный рост, размяться, кабина оборудована кондиционером, туалетом и мини-кухней для подогрева бортпайка. Экипаж и наиболее ответственные агрегаты защищены титановой броней, толщина которой доходит до 17 мм, а общий вес кабины приближается к 1,5 тонны. Вход в кабину через нишу передней опоры шасси.

Патрулируя над поверхностью, Су-34 способен собирать данные о целях по их радиолокационным, акустическим, оптическим признакам. Для этого используются РЛС, аппаратура электронной разведки, а также инфракрасная и телевизионная системы. Нашлемные прицелы, находящиеся у летчиков, позволяют осуществлять целеуказание ракетам «при помощи взгляда».



Тактико-технические характеристики бомбардировщика Су-34

• Экипаж, чел. 2
• Двигатель, тип х кол, название ТРДДФх2, АЛ-31Ф
• Тяга: бесфорсажная / форсажная, кc 7600/ 12 500
• Размах крыла, м / площадь крыла, м2 14,05 / н/д
• Длина самолета / высота самолета, м 23,34/6,36
• Масса: максимальная взлетная / пустого, кг 38 240 / 22 500
• Полезной нагрузки, кг 8000
• Максимальная скорость на высоте / у земли, км/ч 1900/1400
• Практический потолок, м 14 000
• Максимальная дальность, км 4000

Вооружение:

  • название, число х калибр, мм ГШ-301, 1×30;
  • 8 УР класса (воздух-воздух) Р-73;
  • 6 УР класса (воздух-воздух) Р-27РЭ или Э;
  • 8 УР класса (воздух-воздух) Р-77(РВВ-АЕ);
  • 6 УР класса (воздух-поверхность) Х-29Т/Л, Х-25МЛ, С-25ЛД;
  • 6 УР класса (воздух-РЛС) Х-31П либо (воздух-корабль) Х-31А;
  • 1 многоцелевая УР «Альфа»;
  • 3 УР класса (воздух-поверхность) Х-59М;
  • 3 корректируемых авиабомбы КАБ-1500Л/ТК;
  • 6 корректируемых авиабомб КАБ-500КР/Л;
  • 3 бомбами калибра 1500 кг, 16 бомбами калибра 500 кг,
  • 36 бомбами калибра 250 кг, 48 бомбами калибра 100 кг,
  • 8 контейнерами КМГУ, 120 ракетами С-8 (в 6 блоках Б-8М1),
  • 30 ракетами С-13 (в 6 блоках Б-13Л) или 6 ракетами С-25


По материалам kollektsiya.ru