На протяжении всей германской кампании на Востоке Messerschmitt Bf 109 оставался основным истребителем Люфтваффе. Несмотря на свою малочисленность, самолёты Bf 109 добились немалых успехов. Ещё в период балканской кампании весной 1941 года Bf 109E являлся основным истребителем Люфтваффе.
Однако с начала операции «План Барбаросса» в германских ВВС доминировал уже Bf 109F, хотя в составе Люфтваффе имелось всего 609 боеспособных истребителей этого типа и 57 в варианте истребителя-бомбардировщика. На северном участке советско-германского фронта действовал 1-й воздушный флот, истребительные группы которого (I, II и III/JG-54) были полностью вооружены истребителями Bf 109F.
2-й воздушный флот воевал на центральном участке фронта. Его истребительные группы имели на вооружении Bf 109F (I, II, III и IV. /JG-53) и Bf 109E (II и III. /JG-27). На юге пять групп 4-го воздушного флота имели на вооружении Bf 109E Bf 109F (I, II и III. /JG-3).
Уже к середине первого дня операции германская авиация уничтожила на земле и в воздухе примерно 1200 советских самолётов. Советские истребители И-153 и И-16, хотя и были маневреннее Bf 109, не представляли для них серьёзной угрозы ввиду подавляющего превосходства немецкого истребителя в скорости и скороподъёмности.
В первые недели войны с Советским Союзом истребители Bf 109 завоевали господство в воздухе. Как и в предыдущих кампаниях, Люфтваффе воевали, фактически не имея резервов, с относительно небольшим количеством боеспособных самолётов, делая ставку на качество материальной части и профессионализм лётного состава. Между тем, количество боеготовых машин снижалось день ото дня.
Ситуация ещё более ухудшилась после переброски в декабре 1941 года 2-го воздушного флота из Подмосковья на Средиземноморский театр военных действий. В составе этого флота имелось несколько элитных истребительных частей. Германские лётчики продолжали одерживать победы, но промышленность Рейха не могла удовлетворить растущие потребности фронта в самолётах.
Истребители Bf 109F на заснеженном аэродроме где-то в Советском Союзе. Скорее всего, фотография сделана зимой 1941-1942 годов.
В июне 1942 года на советско-германском фронте появились первые истребители Bf 109G. Эта модификация в значительной мере утратила хорошую манёвренность, свойственную Bf 109E и Bf 109F, но обладала более мощным двигателем и могла развивать более высокую скорость. Новая машина появилась как нельзя вовремя, так как на фронт поступало всё больше советских истребителей Як-1, значительно превосходивших по своим характеристикам истребители Поликарпова. Во второй половине 1942 года на вооружении ВВС РККА поступили ещё более совершенные истребители Як-7 и Як-9.
Тем не менее, германские асы по-прежнему добивались беспрецедентных успехов. Особенно быстро росли боевые счета пилотов 52-й истребительной эскадры (JG-52). 4 сентября 1942 года капитан Герман Граф из 9. /JG-52 одержал свою 150-ю победу (на шесть дней раньше такого же результата добился майор Гордон Голоб из JG-77), а 2 октября у Графа было уже 200 побед в воздушных боях.
Успехи отдельных пилотов, впрочем, не отражались на стратегической ситуации – в конце 1942 года все надежды Гитлера на быстрое и победное окончание войны на Востоке рухнули окончательно. Вермахт увяз в Сталинградском котле, а господство в воздухе постепенно переходило к советской авиации, которая росла как в количественном, так и в качественном отношении.
Истребители-бомбардировщики и союзники
Войны выигрывают наземные войска, авиация лишь содействует пехоте. В 1942-1943 годах, до появления специализированных модификаций истребителя Fw 190, большое количество самолётов Bf 109 переделали в истребители-бомбардировщики (Jabo). Хотя Bf 109E исчезли из большинства истребительных частей ещё в конце 1941-го, некоторые самолёты данной модификации использовались в качестве истребителей-бомбардировщиков вплоть до 1943 года.
В кабине Bf 109G-6 командир II./JG-52 Герхард Баркхорн. На этой машине он одержал 250 из своих 302 воздушных побед.
Устаревшие Bf 109E также использовались на южном фланге советско-германского фронта союзниками Рейха (Болгарией, Румынией и Словакией) до получения ими истребителей Bf 109F. Самолёты Bf 109F и G состояли на вооружении венгерских авиачастей, а также хорватских и испанских добровольческих эскадрилий.
Bf 109 принимали участие во всех битвах на советско-германском фронте. В Сталинграде истребители JG-3 были последними самолётами Люфтваффе, покинувшими «котёл». В ожесточённом воздушном сражении на Кубани весной 1943 года приняло участие примерно 220 истребителей Bf 109 – большинство самолётов данного типа, имевшихся на всём советско-германском фронте. На Кубани немцы впервые проиграли воздушную битву ВВС Советской армии.
Поворотная точка
После Кубани внимание командования Люфтваффе сконцентрировалось на Курске, где в крупнейшем воздушном сражении Bf 109 действовали совместно с истребителями Fw 190. Им противостояли советские Як-9, Ла-5ФН и Bell P-39Q. Курская битва стала поворотной точкой всей войны. После Курска германские войска начали долгое и кровавое отступление.
Тем временем, мощь советских ВВС продолжала стремительно расти. В 1944 году в бой пошли истребители Ла-7 и модификации Як-9, которые не только не уступали немецким истребителям, но превосходили их. Превосходство новых советских машин было особенно сильным на малых и средних высотах. Молодые пилоты Люфтваффе всё чаще гибли в первых же боях, но опытные немецкие асы продолжали наращивать свои боевые счета.
Пилот Fw 190 Вальтер Новотны стал первым, чей личный счёт достиг 250-ти побед. От Новотны не отставали другие асы (в Германии их называли «эксперты») из эскадры JG-52, вооружённой Bf 109. Гюнтер Ралль одержал свою 250-ю победу 28 ноября 1943 года. Герхард Бакхорн – в феврале следующего года. Эрих Хартман впервые сбил вражеский самолёт в ноябре 1942 года, а в сентябре 1943-го на его счету значилось уже 100 побед.
В мае 1944 года германские войска были выбиты из Крыма, с аэродромов которого в течение долгого времени действовали Bf 109 52-й истребительной эскадры. В результате летнего наступления советских войск была освобождена почти вся ранее оккупированная территория СССР. В том же году немецкие лётчики на южном фланге Восточного фронта стали регулярно вести воздушные бои с базировавшимися в Италии американскими истребителями P-38 и P-51.
Одной из многих причин, по которым успехи Люфтваффе остались в прошлом, была неспособность германской авиапромышленности создать достойную замену истребителю Bf 109F и восполнять растущие потери.
Bf 109F-2 лейтенанта Юргена Хардера, снимок сделан летом 1941-го, в первые дни операции «План Барбаросса». Тогда лейтенант Хардер одержал свою первую воздушную победу.
На протяжении всей войны на Востоке Люфтваффе уступали советским войскам в численности, однако немцам удавалось долго компенсировать это за счёт высокой мобильности своих авиачастей. Командование Люфтваффе использовало силы очень гибко, быстро перебрасывая истребители и бомбардировщики со «спокойных» участков фронта на тяжёлые направления.
Если в июне 1941 года на советско-германском фронте действовало более 600 Bf 109, то через год только 409, а в мае 1943-го – всего 260. Эти скромные силы были рассеяны по всему фронту от Лапландии до Кавказа.
Даже в январе 1945 года, когда для обороны Рейха были собраны почти все имевшиеся в наличии истребители, в составе 1-го, 4-го, 5-го и 6-го воздушных флотов имелось лишь 329 боеспособных самолётов Bf 109, в то время как большинство Fw 190 действовало на Западном фронте.
Ход войны коренным образом изменился под Сталинградом и Курском, но отдельные немецкие асы и после этого продолжали добиваться серьёзных успехов. К концу войны на счету Эриха Хартмана числилось 352 воздушных победы, у Герхарда Баркхорна – 302, у Гюнтера Ралля – 275, а всего пилоты 52-й истребительной эскадры, согласно немецким данным, сбили почти 11000 самолётов.
И всю войну они провоевали на Bf 109.
Источник avialand.org