Восточный фронт: Messerschmitt Bf 109

Messerschmitt Bf 109
10 Мар, 2017.

На протяжении всей германской кампании на Востоке Messerschmitt Bf 109 оставался основным истребителем Люфтваффе. Несмотря на свою малочисленность, самолёты Bf 109 добились немалых успехов. Ещё в период балканской кампании весной 1941 года Bf 109E являлся основным истребителем Люфтваффе.

Однако с начала операции «План Барбаросса» в германских ВВС доминировал уже Bf 109F, хотя в составе Люфтваффе имелось всего 609 боеспособных истребителей этого типа и 57 в варианте истребителя-бомбардировщика. На северном участке советско-германского фронта действовал 1-й воздушный флот, истребительные группы которого (I, II и III/JG-54) были полностью вооружены истребителями Bf 109F.

2-й воздушный флот воевал на центральном участке фронта. Его истребительные группы имели на вооружении Bf 109F (I, II, III и IV. /JG-53) и Bf 109E (II и III. /JG-27). На юге пять групп 4-го воздушного флота имели на вооружении Bf 109E Bf 109F (I, II и III. /JG-3).

Уже к середине первого дня операции германская авиация уничтожила на земле и в воздухе примерно 1200 советских самолётов. Советские истребители И-153 и И-16, хотя и были маневреннее Bf 109, не представляли для них серьёзной угрозы ввиду подавляющего превосходства немецкого истребителя в скорости и скороподъёмности.

В первые недели войны с Советским Союзом истребители Bf 109 завоевали господство в воздухе. Как и в предыдущих кампаниях, Люфтваффе воевали, фактически не имея резервов, с относительно небольшим количеством боеспособных самолётов, делая ставку на качество материальной части и профессионализм лётного состава. Между тем, количество боеготовых машин снижалось день ото дня.

Ситуация ещё более ухудшилась после переброски в декабре 1941 года 2-го воздушного флота из Подмосковья на Средиземноморский театр военных действий. В составе этого флота имелось несколько элитных истребительных частей. Германские лётчики продолжали одерживать победы, но промышленность Рейха не могла удовлетворить растущие потребности фронта в самолётах.

Истребители Bf 109F на заснеженном аэродроме где-то в Советском Союзе. Скорее всего, фотография сделана зимой 1941-1942 годов.

В июне 1942 года на советско-германском фронте появились первые истребители Bf 109G. Эта модификация в значительной мере утратила хорошую манёвренность, свойственную Bf 109E и Bf 109F, но обладала более мощным двигателем и могла развивать более высокую скорость. Новая машина появилась как нельзя вовремя, так как на фронт поступало всё больше советских истребителей Як-1, значительно превосходивших по своим характеристикам истребители Поликарпова. Во второй половине 1942 года на вооружении ВВС РККА поступили ещё более совершенные истребители Як-7 и Як-9.

Тем не менее, германские асы по-прежнему добивались беспрецедентных успехов. Особенно быстро росли боевые счета пилотов 52-й истребительной эскадры (JG-52). 4 сентября 1942 года капитан Герман Граф из 9. /JG-52 одержал свою 150-ю победу (на шесть дней раньше такого же результата добился майор Гордон Голоб из JG-77), а 2 октября у Графа было уже 200 побед в воздушных боях.

Успехи отдельных пилотов, впрочем, не отражались на стратегической ситуации – в конце 1942 года все надежды Гитлера на быстрое и победное окончание войны на Востоке рухнули окончательно. Вермахт увяз в Сталинградском котле, а господство в воздухе постепенно переходило к советской авиации, которая росла как в количественном, так и в качественном отношении.

Истребители-бомбардировщики и союзники

Войны выигрывают наземные войска, авиация лишь содействует пехоте. В 1942-1943 годах, до появления специализированных модификаций истребителя Fw 190, большое количество самолётов Bf 109 переделали в истребители-бомбардировщики (Jabo). Хотя Bf 109E исчезли из большинства истребительных частей ещё в конце 1941-го, некоторые самолёты данной модификации использовались в качестве истребителей-бомбардировщиков вплоть до 1943 года.

В кабине Bf 109G-6 командир II./JG-52 Герхард Баркхорн. На этой машине он одержал 250 из своих 302 воздушных побед.

Устаревшие Bf 109E также использовались на южном фланге советско-германского фронта союзниками Рейха (Болгарией, Румынией и Словакией) до получения ими истребителей Bf 109F. Самолёты Bf 109F и G состояли на вооружении венгерских авиачастей, а также хорватских и испанских добровольческих эскадрилий.

Bf 109 принимали участие во всех битвах на советско-германском фронте. В Сталинграде истребители JG-3 были последними самолётами Люфтваффе, покинувшими «котёл». В ожесточённом воздушном сражении на Кубани весной 1943 года приняло участие примерно 220 истребителей Bf 109 – большинство самолётов данного типа, имевшихся на всём советско-германском фронте. На Кубани немцы впервые проиграли воздушную битву ВВС Советской армии.

Поворотная точка

После Кубани внимание командования Люфтваффе сконцентрировалось на Курске, где в крупнейшем воздушном сражении Bf 109 действовали совместно с истребителями Fw 190. Им противостояли советские Як-9, Ла-5ФН и Bell P-39Q. Курская битва стала поворотной точкой всей войны. После Курска германские войска начали долгое и кровавое отступление.

Тем временем, мощь советских ВВС продолжала стремительно расти. В 1944 году в бой пошли истребители Ла-7 и модификации Як-9, которые не только не уступали немецким истребителям, но превосходили их. Превосходство новых советских машин было особенно сильным на малых и средних высотах. Молодые пилоты Люфтваффе всё чаще гибли в первых же боях, но опытные немецкие асы продолжали наращивать свои боевые счета.

Пилот Fw 190 Вальтер Новотны стал первым, чей личный счёт достиг 250-ти побед. От Новотны не отставали другие асы (в Германии их называли «эксперты») из эскадры JG-52, вооружённой Bf 109. Гюнтер Ралль одержал свою 250-ю победу 28 ноября 1943 года. Герхард Бакхорн – в феврале следующего года. Эрих Хартман впервые сбил вражеский самолёт в ноябре 1942 года, а в сентябре 1943-го на его счету значилось уже 100 побед.

В мае 1944 года германские войска были выбиты из Крыма, с аэродромов которого в течение долгого времени действовали Bf 109 52-й истребительной эскадры. В результате летнего наступления советских войск была освобождена почти вся ранее оккупированная территория СССР. В том же году немецкие лётчики на южном фланге Восточного фронта стали регулярно вести воздушные бои с базировавшимися в Италии американскими истребителями P-38 и P-51.

Одной из многих причин, по которым успехи Люфтваффе остались в прошлом, была неспособность германской авиапромышленности создать достойную замену истребителю Bf 109F и восполнять растущие потери.

Bf 109F-2 лейтенанта Юргена Хардера, снимок сделан летом 1941-го, в первые дни операции «План Барбаросса». Тогда лейтенант Хардер одержал свою первую воздушную победу.

На протяжении всей войны на Востоке Люфтваффе уступали советским войскам в численности, однако немцам удавалось долго компенсировать это за счёт высокой мобильности своих авиачастей. Командование Люфтваффе использовало силы очень гибко, быстро перебрасывая истребители и бомбардировщики со «спокойных» участков фронта на тяжёлые направления.

Если в июне 1941 года на советско-германском фронте действовало более 600 Bf 109, то через год только 409, а в мае 1943-го – всего 260. Эти скромные силы были рассеяны по всему фронту от Лапландии до Кавказа.

Даже в январе 1945 года, когда для обороны Рейха были собраны почти все имевшиеся в наличии истребители, в составе 1-го, 4-го, 5-го и 6-го воздушных флотов имелось лишь 329 боеспособных самолётов Bf 109, в то время как большинство Fw 190 действовало на Западном фронте.

Ход войны коренным образом изменился под Сталинградом и Курском, но отдельные немецкие асы и после этого продолжали добиваться серьёзных успехов. К концу войны на счету Эриха Хартмана числилось 352 воздушных победы, у Герхарда Баркхорна – 302, у Гюнтера Ралля – 275, а всего пилоты 52-й истребительной эскадры, согласно немецким данным, сбили почти 11000 самолётов.

И всю войну они провоевали на Bf 109.

Источник avialand.org