Тайны истории: когда и как возник главный аэропорт Украины Борисполь

аэропорт Борисполь
15 Дек, 2023.

Администрация аэропорта Борисполь в 2023 году отмечает 30-летие со дня создания предприятия. Информация подается так, что может сложиться впечатление — до 1993 года на месте аэропорта ничего не существовало и было пустое поле.

Однако в 1993 году было только создано новое юрлицо на базе существующей инфраструктуры — государственное предприятие «Международный аэропорт Борисполь».

Изучаем архивы и книги Анатолия Троценко, чтобы выяснить, когда на самом деле возник главный аэропорт современной Украины.

Помогли чиновники

Появлению Борисполя как гражданского аэродрома помогли киевские чиновники. В 1950-е они заблокировали расширение основного аэропорта Киева — Жуляны. Из-за этого Жуляны не могли принимать самый современный на тот момент самолет — реактивный Ту-104.

В то же время в Борисполе в то время уже был построен аэродром с полосой, которая могла принимать Ту-104, однако находился он в распоряжении военных. Они не хотели видеть гражданских у себя на территории.

Чтобы изменить ситуацию, руководство украинского управления гражданской авиации обратилось к высшему руководству СССР.

Зеленый свет гражданской авиации в Борисполе

Зеленый свет приему гражданских самолетов в Борисполе 9 июня 1959 года дал министр обороны СССР Родион Малиновский. Гражданским самолетам разрешили летать в Борисполь, но без права базирования. Это означало, что авиалайнер должен был приземлиться, высадить пассажиров, забрать новых и улететь обратно.

Для целей гражданской авиации в новом киевском аэропорту военные выделили только две стоянки и место для временного терминала.

Далее закипела работа — за месяц нужно было подготовить военный аэродром к приему пассажиров — завезти емкость для хранения керосина, наземную технику, трапы, наладить телефонную связь и транспортное сообщение с Киевом.

Cейчас трасса Киев-Борисполь — самая современная в Украине. Однако в конце 1950-х это была дорога из брусчатки с шириной 5 метров, на которой не могли разминуться два автобуса.

30 июня главное управление Гражданского воздушного флота издало приказ о запуске регулярных рейсов Москва-Киев, Ленинград-Киев и создании гражданского аэропорта Борисполь.

Первый рейс в аэропорт Борисполь

Ту-104 выполнил первый рейс с пассажирами в новый киевский аэропорт из Москвы 7 июля 1959 года. К концу года маршрутная сеть пополнилась Ленинградом и Иркутском.

Пасажири виходять з Ту-104 в аеропорту Бориспіль

Пасажири виходять з Ту-104 в аеропорту Бориспіль

Поскольку аэропорт Борисполь запускали в авральном режиме на базе военного аэродрома без гражданской инфраструктуры, первые три месяца роль терминала выполняли палатки. Регистрировать пассажиров и багаж в них было неудобно, поэтому первые месяцы эти процедуры путешественники проходили в аэровокзале в городе.

Уже осенью 1959 года палатки заменили на стационарные домики, а в 1960 году аэропорт Борисполь получил первый стационарный терминал, правда напоминавший дом в деревне или сельский клуб.

Современный аэровокзал в аэропорту появился только в 1965 году. О том, каким он будет, пассажиров проинформировал большой рекламный щит.

Проект нового терминалу Б, який показували першим пасажирам аеропорту Бориспіль.

Проект нового терминалу Б, який показували першим пасажирам аеропорту Бориспіль. Фото з музею аеропорту Бориспіль