А-7: «SLUF» над Вьетнамом

А-7
10 Мар, 2017.

Несмотря на недостатки, А-7А активно применялся во Вьетнаме. Он был неуклюж, ему не хватало мощности, но зато самолёт мог брать большую нагрузку и имел большую дальность полёта, чем А-4 Skyhawk. Когда генерал-майор Гордон Грэхем в 1966 г. стал «вторым человеком» от ВВС США во Вьетнаме, он заявил: «Мне нужны А-7 и нужны немедленно».

ВМС США утвердили А-7А Corsair II, за которым последовали модификации А-7В, А-7С и А-7Е в качестве основного лёгкого ударного самолёта корабельного базирования, а командование ВВС США решило срочно перебросить в Юго-Восточную Азию свои А-7D, которым название Corsair IIофициально так и не присвоили. Первым 4 декабря 1967 года в бой вступили А-7А из флотской 147-й штурмовой эскадрильи «Argonauts» (командир эскадрильи – коммандер Джеймс Хилл), приписанной к авианосцу «Рейнджер» (CVA-61).

17 декабря А-7А вместе с самолётами А-4 Skyhawk и А-6 Intruder нанесли удар по автомобильному и железнодорожному мосту Хайдуонг, расположенному между Хайфоном и Ханоем, причём коммандеру Д. Хиллу удалось увернуться от зенитной ракеты.

Вклад А-7

Corsair II отличался не только просторной кабиной и внушительной бомбовой нагрузкой, но по сравнению со Skyhawk он и имел вдвое большую продолжительность полёта. Кроме того, навигационная система и система управления вооружением Corsair IIсущественно повысили точность применения авиационных средств поражения.

Обычно самолёт нёс 12 бомб Mk 82 калибра 227 кг – лейтенант Бенджамин Шорт из 82-1 штурмовой эскадрильи «Marauders» именно с такой нагрузкой ушёл на одно из заданий в 1968 году, тогда он вышел на 120-метровый мост в районе так называемой «Street Without Joy» и сбросил на цель 8 или 9 бомб. Оценив результаты бомбометания, лейтенант понял, что ущерб мосту практически не причинён – мосты были тяжёлыми целями даже для пилотов А-7.

Впрочем, недостатки никуда не исчезли – даже самолёты А-7Е, поступившие в мае 1970 года в 147-ую «Argonauts» и 146-ую «Diamonds» штурмовые эскадрильи, приписанные к авианосцу «Америка» (CVA-66), имели недостаточно мощную силовую установку. Американские лётчики по достоинству оценили бомбовую нагрузку, дальность, продолжительность полёта и маневренные характеристики самолёта, но Corsair II не хватало мощности особенно во время захода на цель или отхода после атаки.

В мае 1972 года самолёты Corsair авиации ВМС США обеспечивали действия по минированию гавани Хайфона, а ВВС США стали направлять свои A-7D на боевые задания только в октябре 1972 года. A-7D быстро сменили А-1 Skyraider в ходе поисково-спасательных операций на поле боя – большая дальность полёта была по достоинству оценена военными.

Большинство A-7D из американских ВВС входили в состав 354-го тактического истребительного авиакрыла, приписанного к авиабазе Миртл-Бич, штат Южная Каролина, но часть машин эксплуатировалась 3-1 тактической истребительной эскадрильей, которой командовал подполковник Эдвард Р. Скаурон.

В ходе одного вылета на поиск сбитого лётчика он выполнил проход над предполагаемым местом нахождения последнего, вызвав на себя огонь противника и обозначив тем самым его место, после чего вертолёт быстро подобрал лётчика.

Американские лётчики дали А-7 прозвище «SLUF» — это акроним, который в зависимости от ситуации расшифровывался разными словами, от грубовато-шутливых до достаточно вульгарных. Впрочем лётчики очень любили эти самолёты.

Ещё более впечатляющей была поисково-спасательная операция, проведённая в ноябре 1972 года. Капитан Колин Кларк на своём A-7D в течение 12 часов выполнял поиск двух лётчиков самолёта F-105G «Wild Weasel», сбитого противником около города Винь (это был последний F-105, сбитый над Вьетнамом), четыре раза дозаправившись от КС-135 Stratolanker. Ни плохая погода, ни постоянно нарушавшаяся связь с КП, ни огонь противника – ничто не смогло помешать Кларку вывести два вертолёта HH-53B/C «Super Jolly» к месту нахождения сбитых лётчиков и эвакуировать их.

Капитан Колин Кларк был удостоен Креста Военно-воздушных сил США – второй по рангу награды в Соединённых Штатах, вручаемой за проявленную храбрость, а его A-7D сегодня выставлен в музее ВВС США в Дейтоне, штат Огайо.

Самолёты А-7 авиации ВМС и ВВС США оставались во Вьетнаме до конца войны, причём флотские А-7 приняли активное участие в так называемом инциденте с американским контейнеровозом «Маягуэс», захваченным красными кхмерами в мае 1975 года и вскоре освобождённым американскими военными. А полвека спустя ВМС США с успехом использовали А-7Е в ходе операции «Буря в пустыне».