Стратегический ракетоносец Ту-95МС

Ту-95МС
10 Мар, 2017.

Во многом очень схожий со своими предшественниками – ракетоносцами и бомбардировщиками – в реальности самолёт класса Ту-95МС, вооружённый современными и стратегическими крылатыми ракетами, имеет намного больший потенциал и до сих пор наряду с ракетоносцами Ту-160 составляет основу авиации России.

Работы по созданию межконтинентального самолёта-носителя ядерного оружия, способного, взлетев с аэродромов на территории СССР, достичь Америки, выполнить задачу и вернуться обратно, начались в конструкторском бюро Андрея Туполева ещё весной 1950 года.

Но вначале это были только носители ядерных авиабомб, и первые ракетоносцы – с крылатыми ракетами Х-20, Х-20М и Х-22 – не смогли считаться стратегическими. Однако в начале 1970-х годов Машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» приступило к созданию малогабаритной стратегической крылатой ракеты Х-55, под которую необходим был соответствующий самолёт-носитель.

Однако в начале 1970-х годов Машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» приступило к созданию малогабаритной стратегической крылатой ракеты Х-55, под которую необходим был соответствующий самолёт-носитель. Дело осложнялось тем, что программа сверхзвукового самолёта Т-4 была закрыта, а по Ту-160 в июне 1974 года только вышло первое правительственное постановление.

Крылатые ракеты

В конце 1960-х годов рабочая группа Государственного научно-исследовательского института авиационных систем, занимавшаяся анализом перспективных направлений развития ракетного оружия, рекомендовала сосредоточить усилия на создании малогабаритных дозвуковых крылатых ракет большой дальности, которые самолёты-ракетоносцы могли бы нести в намного большем количестве, чем созданные до того тяжёлые сверхзвуковые ракеты.

Создать такую ракету было поручено МКБ «Радуга» (город Дубна, Московская область). Примерно по такому же пути пошли и Соединённые Штаты, где с 1974 года активно шли работы по созданию стратегической крылатой ракеты авиационного базирования AGM-86 ALCM, предназначенной для бомбардировщиков семейства В-52.

Работы над советским аналогом, Х-55, были начаты в 1976 году, в середине 1982 года они были завершены, а 31 декабря 1983 года ракету приняли на вооружение. Х-55 была выполнена по нормальной аэродинамичной схеме с прямым складывающимся крылом относительно большого удлинения и складывающимся оперением. Она имела двухконтурный турбореактивный двигатель, размещённый внутри фюзеляжа и выдвигаемый вниз перед отцепкой от самолёта-носителя, и оснащалась ядерной боевой частью мощностью 200 кт.

На ракете была установлена инерциальная система наведения с коррекцией местоположения, основанной на принципе сравнения с картой местности, введённой в бортовой компьютер перед пуском.

Новый носитель

В качестве носителя новой ракеты был предложен модернизированный вариант самолёта Ту-152М, получивший обозначение Ту-142МС и даже рассматривающийся вначале как альтернатива ракетоносцу Ту-160. Впрочем, продолжение получили обе программы.

Первоначально планировалось разместить на самолёте два отсека с барабанными пусковыми (катапультными) установками на шесть ракет каждая, но сложности с обеспечением приемлемой центровки, а также большой объём доработок заставили ограничиться одним отсеком с катапультной установкой МКУ-6-5 на шесть ракет.

Вначале была построена опытная машина, Ту-95М-55 (первый полёт – 31 июля 1978 года), использовавшаяся затем в программе испытаний Х-55, а затем на базе Ту-142МК – был построен полноценный ракетоносец, получивший обозначение Ту-95МС и совершивший первый полёт 14 сентября 1979 года.

На самолётах Ту-95МС установлен навигационно-прицельный комплекс с РЛС «Обзор-МС», которая получила на Западе обозначение «Clam Pipe». Её антенна размещается в массивном обтекателе в носовой части фюзеляжа.

Ту-95МС получил современный навигационно-прицельный комплекс с радиолокационной станцией «Обзор-МС», а также бортовой комплекс обороны со средствами разведки и системами постановки активных и пассивных помех. На самолёте установили усовершенствованные и более экономичные двигатели НК-12МП.

Экипаж из семи человек – первый и второй пилоты, бортинженер, радиооператор, оператор систем вооружения и штурман – размещался в двух гермокабинах. Имелось также одно запасное откидное кресло. В распоряжении экипажа были небольшой камбуз с плитой и химический туалет.

Ту-95МС был запущен в серийное производство в 1981 году на Таганрогском авиационном заводе, но в начале 1983 года было переведено в Куйбышев. 17 декабря 1982 года новый ракетоносец поступил в 1023-й тяжёлый бомбардировочный авиаполк, базирующийся в Семипалатинске, где самолётами Ту-95МС стали заменять Ту-95М.

Модификации

Выпуск Ту-95МС осуществлялся с 1981 по 1992 год. Строились две модификации: Ту-95МС6 с шестью ракетами на размещённой в отсеке барабанной пусковой установке и возможностью подвески до четырёх ракет на двух подкрыльевых узлах подвески и Ту-95МС16 с отсеком на шесть ракет и четырьмя поподкрыльевыми узлами подвески – две АКУ-2 на две ракеты и две АКУ-3 на три.

Ту-95МС16 имел и другие отличия: вместо кормовой установки с двумя пушками АМ-23 стояли две установки УКУ-9К-502-2 со спаренными пушками ГШ-23Л, кабину оснастили иным приборным оборудованием и улучшили её эргономику, вместо аппаратуры подготовки и пуска ракет «Осина» установили более современную К-016 «Спрут», унифицированную с аналогичной системой Ту-160 и позволявшую работать с большим количеством ракет (одновременно до 12), появились новые средства связи и радио-электронного противодействия.

Самолёт получил возможность применения модернизированной ракеты Х-55СМ с увеличенной за счёт установки сбрасываемых конформных подвесных топливных баков дальностью.

В соответствии с условиями российско-американских договорённостей по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ-1), все самолёты были стандартизированы под вариант Ту-95МС6, с размещением ракет только в отсеке.

В рамках согласования договора СНВ-1 в 1991 году было официально объявлено о наличии на вооружении 56 боеготовых Ту-95МС16, 27 Ту-95МС6 и 672 ракет семейства Х-55. В общей же сложности для ВВС СССР было выпущено на авиазаводах 57 самолётов Ту-95МС16 и 31 самолёт Ту-95МС6.

В феврале 1992 года президент России Борис Ельцин официально объявил о прекращении серийного выпуска Ту-95МС. Планируется, что остающиеся сегодня в составе Дальней авиации ВВС России самолёты Ту-95МС, прошедшие модернизацию и поддерживаемые в высокой степени боеготовности, будут эксплуатироваться ещё длительное время, оставаясь важной составной частью стратегических ядерных сил России.

Источник avialand.org