Lockheed C-5 Galaxy: История эксплуатации

Lockheed C-5
23 Ноя, 2014.

Стратегический и военно-транспортный самолёт С-5 Galaxy находится на вооружении ВВС США уже больше 40 лет и за это время доказал свои уникальные технические возможности во время многочисленных локальных конфликтов во всём мире — от войн в сердце Вьетнама и Персидском заливе до военных действий в пустыне Ирака и горах Афганистана.

В течение 1968 года самолёты C-5A успешно прошли серию испытательных полётов на авиабазе Доббинс, штат Джорджия, причём потребность в военно-транспортных самолётах такой размерности в Юго-Восточной Азии в то время была столь насущной, что самолёт был оперативно – всего через три месяца после начала испытаний – принят на вооружение ВВС США.

Первый самолёт был передан заказчику 17 декабря 1969 года, после чего было сформировано учебное подразделение для подготовки (переучивания) лётного и технического состава на новый военно-транспортный самолёт. 6 июня 1970 года на авиабазе Чарльстон, штат Южная Каролина, была создана первая боевая эскадрилья – 3-я (транспортная) эскадрилья 437-го авиакрыла воздушных перевозок.

Чарльстон стал одним из трёх «аэродромов погрузки» (Aerial Port of Embarkations, или APOE), откуда самолёты С-5 направлялись с различными грузами во Вьетнам. Самолёты также действовали с авиабазы Довер (9-я эскадрилья воздушных перевозок), восточное побережье США, и авиабазы Трэвис (75-я эскадрилья воздушных перевозок), западное побережье страны. Первый вылет С-5 состоялся 9 июля 1970 года.

С-5А оказал существенное влияние на процесс снабжения американских войск в Юго-Восточной Азии – жизненно необходимое вооружение и снаряжение теперь могло быть переброшено на ТВД в течение нескольких часов. В частности, во время боёв за Дананг в 1972 году самолёты Galaxy всего за 10 самолётовылетов доставили танки, вертолёты и другое вооружение, а также боеприпасы и снаряжение общей массой 748 т. При этом время подготовки к новому вылету составляло менее 35 минут.

В октябре 1973 года уникальные возможности С-5 оказались востребованы в ходе войны Судного дня – с их помощью американцы оставили оказавшемуся в тяжёлом положении Израилю необходимые вооружение и боеприпасы. В течение 31 суток операции «Nickel Grass» самолёты С-5А из состава Командования воздушных перевозок выполнили 145 самолётовылетов и доставили 10 800 т грузов, в среднем 74 т за один рейс.

Впрочем, успех операции «Nickel Grass» затмила катастрофа, произошедшая с С-5А в апреле 1975 года – во время эвакуации из Вьетнама экипаж самолёта совершал вынужденную посадку, во время которой была разрушена хвостовая часть фюзеляжа. В ходе катастрофы погибли 155 из 314 вьетнамцев, вынужденных бежать из страны. Катастрофа вызвала необходимость усовершенствования конструкции самолёта.

В мирное время эксплуатация С-5А была ограничена ввиду выявленных проблем с прочностью конструкций крыла и центроплана. В течение 1981-1987 годов был проведён капитальный ремонт всех С-5А, предусматривавший замену крыла на всех самолётах (крыло было усилено). Кроме того, было заказано 50 новых машин модификации С-5В, что позволило передать часть более ранних С-5А в две эскадрильи Резерва ВВС и одну эскадрилью авиации Национальной гвардии США.

В 1980-е – начале 1990-х годов самолёты C-5A/B, принадлежавшие ВВС и Резерву ВВС США, принимали участие в операциях в Гренаде (1983 год) и Панаме (1989 год). Они также оказались незаменимы во время различных гуманитарных операция, в частности – принимали участие в доставке грузов после землетрясения в Мексике (1985 год) и после ураганов «Хьюго» (1989 год) и «Эндрю» (1992 год).

Galaxy в операции «Буря в пустыне»

Уникальные возможности С-5 вновь были востребованы в ходе операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне», когда потребовалось оперативно перебросить в Саудовскую Аравию огромное количество вооружения, техники, снаряжения и иных грузов.

С августа 1990 года по 17 марта 1991 года все стратегические военно-транспортные самолёты выполнили 17 341 самолётовылет, из них 22.4% пришлись на С-5, которые перевезли 16.8% личного состава и 41.5% от общей массы грузов, достигшей 563 048 т.

За Galaxy числится и множество различных рекордов. Ещё в 1969 году С-5А установил рекорд по взлётной массе – максимальная взлётная масса машины составила 362 060 кг (данная масса была впоследствии одобрена для модификации С-5В), а в 1984 году модернизированный С-5А, с новым усиленным крылом, установил новый рекорд – взлётная масса машины достигла 417 691 кг.

В 1989 году во время демонстрации в Форт-Брэгге самолёт С-5В установил рекорд по выброске груза, совокупная масса которого достигла 86 406 кг (четыре танка M551 Sheridan и 73 парашутиста).

Модернизация С-5

В 1998 году Командование воздушных перевозок приступило к реализации программы модернизации авионики самолётов С-5, в рамках которой кабина пилотов оснащалась новыми многофункциональными индикаторами, навигационным оборудованием, автопилотом и системами безопасности. Первый модернизированный С-5 поднялся в воздух в декабре 2002 года.

Более серьёзной стала модернизация парка С-5, связанная с заменой силовой установки, — двигатели TF39 были заменены на более мощные, надёжные и экономичные по топливу двигатели General Electric CF6-80C2 тягой по 220 кН каждый, что обеспечило снижение длины разбега самолёта на 30% и на 58% повысило скороподъёмность С-5. Модернизированная машина получила обозначение C-5M Super Galaxy.

Первый полёт был выполнен в 2006 году, после чего последовали три предсерийные машины, а в 2010 году в воздух поднялся первый серийный модернизированный самолёт. Данная программа продлится, как намечается, до 2016 финансового года; всего планируется модернизировать 49 C-5B, два С-5С и один С-5А.

После того, как в 2012 году были списаны 46 старых С-5А, общий флот Galaxy сократился до 79 машин, которые по состоянию на 2013 год были сведены в 10 подразделений: три эскадрильи воздушных перевозок в составе двух авиакрыльев воздушных перевозок ВВС США (авиабазы Довер, штат Делавэр и Трэвис, штат Калифорния), три эскадрильи в составе авиации Национальной гвардии США и четыре эскадрильи в составе Резерва ВВС США.

Самолёты С-5 по-прежнему составляют основу парка стратегической авиации ВВС США.

По материалам avialand.org