Пробивная способность пули зависит прежде всего от ее прочности.
Поэтому во всех бронебойных пулях перед Первой мировой войной ученые начали делать сердцевину из наиболее прочной стали.
Наружная оболочка необходима для предохранения нарезов от слишком сильного стирания при движении пули. Кроме того, опыты, которые провел русский адмирал Степан Осипович Макаров, доказали, что снаряд из твердой стали гораздо лучше пробивал броню, если он был покрыт каким-либо более мягким металлом: этот металл служил своего рода смазкой.
Поэтому во всех бронебойных пулях стальная сердцевина стала покрываться слоем более мягкого металла. Этот слой у французской пули достигал 5 мм, а у германцев — 7,4 мм (они применяли свинец с сурьмой).
Бронебойные пули были легче обыкновенных, так как сталь легче свинца: французская весила 9,6 грамма, а германская — 11,8 грамма. Поэтому они развивали при одинаковых зарядах большую начальную скорость: например, французская — около 800 метров в секунду, германская — 815 метров в секунду.
Попытка французов еще больше увеличить начальную скорость, увеличив заряд, повлекла за собой много проблем: например, усилилось и без того сильное омеднение ствола, происходила деформация пули.
Немцы первыми вместо применения вольфрамовой, хромовой или никелевой стали начали применять при изготовлении сердцевины пули специальную закалку. Для этого стали запускать в употребление сталь, которая содержала больший процент углерода.
Стоимость изготовления этих пуль в то время была значительна. Также возникали трудности и при их изготовлении. При применении бронебойных пуль большую роль играл калибр оружия, так как важна сила удара. В 1918 году немцы для стрельбы по танкам изготовили специальные ружья калибром 13 и 25 мм, в которых применялись пули весом 51,5 г.
Они пробивали броню толщиной до 18 мм на расстоянии в 1000 метров. Но сила отдачи была так велика, что применять ружья такого калибра стало практически невозможно. Не помогли и подставки (сошки). Тогда были созданы пулеметы такого же калибра, которые могли стрелять бронебойно-трассирующими пулями.
Армии других государств для этих же целей испытывали после Первой мировой войны пулеметы калибром от 15 до 22 мм. Пробивная способность их бронебойных пуль была, конечно, еще больше. При этом дальность огня достигала 6-8 км, т.е. равнялась артиллерийской.
Против разрывных пуль первой выступила Россия. Такие пули имеют малое входное отверстие, а попадая вовнутрь, приводили «к невероятному поражению кости и плоти». С целью такого разрушения и были введены первые образцы разрывных (разворачивающихся) пуль. Они были впервые применены Англией в африканских колониях.
«Разрывные пули производились на британской королевской оружейной фабрике (англ. British Royal Artillery armoury), расположенной в рабочем пригороде Калькутты Дум-дум (более правильно Дам-дам).
Россия первая выступила против использования таких пуль. В обращении военного министра генерал-адъютанта графа Дмитрия Алексеевича Милютина к государственному канцлеру от 4 мая 1868 года указывается на опыты, проводившиеся в русской и иностранных армиях с применением разрывных пуль без капсюля, воспламенение и разрыв которых происходят после удара в предмет.
В случае разрыва такой пули внутри человеческого тела рана будет смертельна и весьма мучительна, так как эти пули разлетаются на десять и более осколков. Сверх того, продукты сгорания порохового заряда, весьма вредно воздействуя на человеческий организм, делают страдания еще более мучительными». (Ф.Ф. Мартенс «Восточная война и Брюссельская конференция 1874—1878 гг.»).
Поэтому разрывные пули были заменены на самовзрывающиеся пули.
Взрыв пули происходил в тот момент, когда она своей головной частью ударялась во что-нибудь твердое. Тогда ударник, находящийся в ее донной части, по инерции двигался вперед и своим жалом прокалывал капсюль. Тогда огонь воспламенял взрывчатое вещество.
Эти взрывающиеся от удара пули позволяли определять место их падения, что существенно облегчало пристрелку. Но такие пули могли применяться только для стрельбы по наземным целям. Для стрельбы по целям в воздухе они были бесполезны и поэтому их заменили разрывными пулями с дистанционной установкой.
Срабатывание разрывной дистанционной пули происходило немного иначе.
Капсюль разрывной дистанционной пули опускался ко дну в тот момент, когда пуля при выстреле получала толчок от взрыва боевого заряда пороха. Капсюль сжимал пружину и натыкался на жало ударника. Возникшее при этом пламя зажигало черный порох, находящийся в трубке замедлителя.
Когда порох сгорал, огонь передавался разрывному заряду — происходил разрыв пули. Германская пуля за это время успевала пролететь 350-500 метров, и взрывалась после этого примерно через 4-5 секунды.
При взрыве получалось небольшое облачко дыма, которое помогало определять место разрыва пули.
Пули делались настолько чувствительными к удару, что нередко взрывались даже при соприкосновении с оболочкой аэростата.
Отрицательным моментом было то, что такие пули было сложно и дорого изготавливать. На их смену пришли более дешевые разновидности: трассирующие, бронебойно-трассирующие и зажигательные пули.
Белые следы трассирующих пуль. Устройство трассирующих пуль гораздо проще разрывных. Осветительный состав загорался в момент выстрела, и пули во время полета оставляли за собой ясно видимый след пламени, а иногда и дыма.
Во французской пуле применялся состав, предложенный подполковником Девинь (Desvignes): магний и нитрат бария. Этот состав сгорая, оставлял яркий белый след. Вес первой трассирующей пули составлял 11,8 грамма, начальная скорость — около 750 м/сек. Пуля оставляла за собой след приблизительно до 600 метров. Для сравнения: сейчас дальность полета трассирующих пуль достигает 1000 метров.
В английской пуле осветительного состава было больше, и хотя он горел почти столько же времени, что и французский состав, зато давал более яркий след. Осветительный состав (магний и двуокись бария) был практически идентичен с французским. Но английский состав был менее гигроскопичен, его было легче хранить. А вес пули достигал 10,5 г.
Эти пули применялись во время Первой мировой войны главным образом для стрельбы с самолета по самолету.
Красные 400-метровые следы бронебойно-трассирующих пуль. На практике выяснилось, что в трассирующих пулях осветительный состав занимает значительную часть — это отрицательно сказывалось при стрельбе по самолетам. Поэтому были сконструированы бронебойно-трассирующие пули.
Французская пуля весила примерно 9,20 грамма. В осветительный состав входили магний, перекись и окись стронция (вместо бария). Эти пули оставляли след ярко красного цвета, хорошо видимый на фоне неба.
Германская пуля весила 10,34 грамма. Она оставляла след темно-красного цвета. Дальность ее полета была несколько меньше, чем у французской (около 400 метров).
Зажигательные пули. Для уничтожения аэростатов во время Первой мировой войны потребовался новый вид пуль. Трассирующие и бронебойно-трассирующие пули не могли достать в небе пролетающие аэростаты.
Было создано большое количество образцов зажигательных пуль: в их основе был белый фосфор. В момент выстрела пуля нагревалась и легкоплавкий состав расплавлялся. Фосфор, плавящийся при 80 градусах, начинал пениться и наконец загорался, выделяя густой белый дым.
В первых зажигательных пулях, калибр которых достигал не более 8 мм, помещалось мало фосфора (0,80 грамма — во французских; 0,65 грамма — в английских и немного больше в германских). Поэтому дальность полета достигала 400-600 метров. Да и зажигательная способность тоже была невелика.
Поэтому французы создали 11-мм пулю, куда поместили 2 грамма фосфора. С помощью пулеметов Виккерса зажигательные пули достигали высоты до 1200 метров.
Немцы снабдили зажигательными пулями не только авиацию, но и пехоту, чтобы солдаты имели возможность стрелять по летящим низко самолетам.
Сегодня существует множество самых разнообразных пуль, создание которых базируется на разработках ученых прошедших столетий. Исторический процесс создания пуль до сих пор мало изучен и, несомненно, представляет интерес для современников.
Автор Полина Ефимова