Высокомобильный армейский многоцелевой полноприводный автомобиль ГАЗ-39371 «Водник» с колесной формулой 4х4 предназначен для транспортировки людей и грузов, буксирования прицепных устройств по всем видам дорог, в том числе по труднопроходимой местности.
В основу многоцелевого автомобиля «Водник» была положена модульная схема построения, которая позволяет оперативно непосредственно в полевых условиях менять боевые и хозяйственные модули.
Шасси автомобиля может быть использовано для монтажа стрелкового и легкого артиллерийского вооружения вплоть до установки 120-мм миномета.
Автомобиль был разработан в ОКБ ОАО «ГАЗ». При этом с 1997 года его производство осуществлялась на Арзамасском машиностроительном заводе. На этом предприятии, входящем в группу «ГАЗ», собирали и собирают знаменитый БТР-80 и различные его разновидности.
Дальним прародителем «Водника» считался плавающий автомобиль, обладавший индексом НАМИ-0281. Проектирование данной машины было начато еще в СССР в 1985 году, но все же НАМИ обладал совершенно другой компоновкой.
По распространенному мнению, которое является ошибочным, автомобиль ГАЗ-39371 «Водник» (исходя из названия) считается плавающим. Однако это не так, машина не имеет средств для передвижения по воде — у нее нет гребного винта, перемалываемых траков или водомета. «Водник» в состоянии преодолевать водные преграды вброд, но только тогда, когда их максимальная глубина не превышает 1,2 метра.
ГАЗ-39371 «Водник» рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от -45°С до +50°С. При относительной влажности воздуха 100% может использоваться при температуре до +25°С.
Возможно использование машины при скорости ветра до 30 м/с и в горной местности на высоте до 4500 метров с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 метров. Боевой расчет «Водника» состоит из 11 человек: командира отделения (машины), механика-водителя и десанта в количестве 9 человек.
Автомобиль ГАЗ-39371 имеет следующую компоновку: отделение управления (три места), моторно-трансмиссионное отделение и боевое отделение. Машина была построена по модульной схеме.
Сварной корпус автомобиля состоял из двух модулей — переднего и заднего, которые были съемными. По словам представителей «ГАЗа», было предусмотрено создание 26 различных сменных модулей (в том числе бронированный и хозяйственный, который можно было использовать в качестве полевого жилья), которые можно было легко менять, исходя из поставленных задач.
Благодаря быстроразъемному соединению опорного фланца корпуса и заднего модуля была возможна его быстрая замена даже в обычных полевых условиях.
Передний модуль состоял из моторно-трансмиссионного отделения и отделения управления, которые были разделены между собой герметичной перегородкой. Модуль управления был трехместным, с размещением сидений командира и водителя в ряд по-автомобильному, а сиденья радиста прямо за водителем.
Для посадки и высадки командир и водитель пользовались дверьми, а радист люком. Сиденье водителя имело регулировку в продольном направлении и по высоте, сиденья радиста и командира — лишь по высоте.
Основной функционал был представлен в заднем модуле, в котором находился основной полезный объем автомобиля. Его можно было использовать для транспортировки грузов и людей, а также установки различного специального оборудования, мобильных установок и систем вооружений.
Как уже отмечалось выше, благодаря наличию быстросъемного соединения задний модуль можно было легко заменить. В модуле присутствовали сиденья для перевозки 8 человек, при этом конструкция позволяла установить сидения либо лицом к лицу, либо спиной к спине. В модуле имелось 6 дверей для посадки и высадки десанта (по две двери сзади, слева и справа). Все двери открывались вверх и удерживались в открытом положении при помощи газовых амортизаторов.
Для защиты экипажа машины изначально было проработано несколько вариантов бронирования. Корпус «Водника», в зависимости от решаемых задач, мог изготавливаться из броневой стали, которая гарантировала защиту экипажа автомобиля от пуль калибра 7,62 мм и осколков. При этом передний и задний модули могли выполняться как бронированными, так и небронированными.
Помимо этого, для повышения уровня защиты существовала возможность монтажа на автомобиль дополнительной навесной бронезащиты. Впервые на бронемашине ГАЗ-39371 были применены неприкрытые многослойные бронированные стекла, которые не имели каких-либо дополнительных бронеограждений или бронещитков.
Вооружение боевого модуля может изменяться, исходя из назначения конкретной машины. В базовой комплектации «Водник» оснащен башенной пулеметной установкой от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ. Башенная пулеметная установка оснащена дневным прицелом, а также 6 пусковыми установками для запуска дымовых гранат.
В состав имеющегося на «Воднике» оборудования входило танковое переговорное устройство Р-174, кондиционер, отопитель, средства пожаротушения. Также была предусмотрена установка на борту автомобиля радиостанции Р-163-50У, навигационной аппаратуры и специального оборудования.
В середине 2007 года данные высокомобильные армейские автомобили начали поступать на вооружение российской армии (части РВСН и комендантские части) и в состав специальных подразделений МВД России. Всего было выпущено примерно 250 таких бронемашин, при этом на консервацию длительного хранения Минобороны России было заложено 50 автомобилей ГАЗ-39371 «Водник». Еще 48 автомобилей «Водник» получила армия Уругвая. Все машины были поставлены без вооружения. Уругвайские военные использовали «Водники» для перевозки личного состава и в качестве транспортных средств.
ГАЗ-39371 «Водник» изначально создавался как армейский автомобиль многоцелевого назначения, но в войсках данная машина популярности не снискала. В период с апреля по июнь 2001 года 12 автомобилей опытно-промышленной партии проходили войсковые испытания фактически в боевых условиях в Чечне. Машины использовались в составе 42-й гвардейской мотострелковой дивизии и были сведены в отдельную роту сопровождения транспорта центроподвоза.
Первое, что удивило военных в этой бронемашине — это деление на отсеки. Между отсеком десанта и управления, в котором находится командир, расположен двигатель и герметичная перегородка. Такое решение ограничивает возможности использования машины в боевых условиях. Пересесть с места командира на место стрелка или наоборот, не покидая при этом защищенного броней кузова, просто невозможно.
Помимо этого, на машину была установлена аппаратура внутренней связи Р-174, которая обеспечивает приемлемую связь при общем уровне шума до 133 дБ. Однако шум двигателя «Водника» и его ходовой части делают связь практически невозможной. Объяснялось это тем, что автомобили не оснащались глушителями, а выхлоп от двигателя был направлен вниз под корпус.
В результате такого конструктивного решения громкий звук от выхлопа сначала отражался от покрытия дороги, а затем возвращался на плоское днище автомобиля, что лишь усиливало воздействие. Помимо этого, при подключении переднего моста появлялось четко слышимое в салоне жужжание.
С точки зрения противоминной защиты ходовая часть автомобиля была выполнена хорошо: использована независимая торсионная подвеска на поперечных рычагах, а сами колеса в значительной степени были «вынесены» за проекцию днища и корпуса бронемашины в целом.
Такое решение значительно повышало поперечную остойчивость автомобиля. Однако наличие плоского днища существенно снижало живучесть автомобиля и десанта, так как оно целиком принимало на себя воздействие ударной волны при взрыве фугаса или мины. Фактически в этом плане ничего не изменилось с конца 1950-х годов, оставшись на уровне БРДМ-1.
Этот же минус характерен и для форм корпуса «Водника». Тот же БТР-80 отличается более рациональными углами наклона брони и сложной ее схемой, чем-то напоминающей граненый бриллиант. Корпус «Водника» больше напоминает «кирпич», который мало способствует возникновению рикошетов при ведении огня по автомобилю с флангов.
Как отмечал на сайте «Отвага» Геннадий Жилин, который лично был свидетелем эксплуатации автомобилей в Чечне и общался с эксплуатировавшими ее военнослужащими, компоновка автомобиля, с точки зрения его защиты от мин и СВУ, имеет нерациональное решение. Места командира и водителя расположены над передним мостом, вся полезная нагрузка (личный состав, возможный комплекс вооружения или груз) — над задним мостом.
В случае подрыва мины или фугаса под любым колесом спереди или сзади наибольшие поражения от взрывной волны получат именно люди, которые находятся внутри «Водника». Наименьшие повреждения при этом получить моторно-трансмиссионное отделение, так как большая его часть находится как раз между мостами.
При этом возникает резонный вопрос, зачем будет нужен исправный двигатель, если в случае подрыва из строя будет выведен командир и водитель машины и оторвано одно из колес (практический опыт), а любое дальнейшее самостоятельное движение машины станет невозможным?
Да, выбранная компоновка технически является наиболее оптимальной. При существующих габаритных размерах машины она позволяет обеспечить наибольший объем внутреннего пространства, а также наиболее благоприятные условия для управления машиной. Однако для обеспечения наибольшей степени защищенности экипажа от подрыва мин следует обращать внимание на машины с так называемой «капотной» компоновкой. Это было доказано опытом эксплуатации различной военной техники в локальных конфликтах от Афганистана до Чечни.
Геннадий Жилин отметил, что броня «Водника» вообще не соответствовала предъявляемым боевой практикой требованиям, не обеспечивая достаточной защиты для экипажа. В 2001 году один из бронеавтомобилей при движении в составе колонны испытал на себе воздействие подрыва фугаса, который был изготовлен из артиллерийского снаряда.
В то время большинство фугасов боевики устанавливали не на дороге и не в полотно дороги, а рядом с ней — для максимального поражения личного состава, который, как правило, передвигался на броне. В результате подрыва передний модуль «Водника» получил несколько пробоин, экипаж понес потери. Самым неожиданным в этой истории стало то, что при взрыве не был пробит ни один стеклопакет. По этому поводу Жилину пришлось услышать от военных буквально следующее: «Если хорошенько долбанет по этому автомобилю, то, наверно, одни стекла целыми и останутся».
То, что бронестекла подтвердили свою прочность в ходе практического использования, подтверждает и случай, когда 7,62-мм пуля, выпущенная снайпером с расстояния около 800 метров, не смогла пробить бронестекло водителя. В целом защита смотровых приборов от повреждения их от огня стрелкового оружия противника была решена достаточно оригинальным способом — путем монтажа у командира и водителя многослойных бронестекол большой площади без прикрытия, которые на практике доказали свою эффективность.
Сегодня ГАЗ-ГАЗ-39371 «Водник» — довольно редкий автомобиль, а значит, и нечастый гость фотосессий. Найти хорошие фотографии с этим автомобилем довольно сложно. Лучшие фотографии машины сделал и разместил в своем блоге Виталий Кузмин, сфотографировавший автомобиль со всех ракурсов во время небольшой выставки техники в парке «Патриот», которая состоялась после завершения финального этапа «Танкового биатлона 2015» в августе текущего года.
Тактико-технические характеристики ГАЗ-39371 «Водник»:
- Габаритные размеры: длина — 5830 мм, ширина — 2630 мм, высота — 2600 мм.
- Полная масса — 7500 кг.
- Полная масса буксируемого прицепа — 2500 кг.
- Силовая установка — дизель ЯМЗ-534.10 мощностью 160 л.с.
- Максимальная скорость по шоссе — 112 км/ч.
- Контрольный расход топлива при полной массе, л/100 км — 18,5.
- Запас хода по контрольному расходу топлива — 1000 км.
- Наименьший радиус поворота — 10 м.
- Глубина преодолеваемого брода — 1,2 м.
- Максимальный преодолеваемый подъем — 30 градусов.
- Пассажировместимость — 11 человек (включая водителя).
- Вооружение стандартное — пулемет 14,5-мм КПВТ, пулемет 7,62-мм ПКТ, 6 ПУ для запуска дымовых гранат.
По материалам topwar.ru