Сфотографировать вылет снаряда из гаубицы Д-30 считается у фотографов редкой удачей:
Начальная скорость снаряда может достигать 740 м/с. «Поймать» на такой скорости момент вылета снаряда способен не каждый.
О чем думают фотографы, стремясь запечатлеть воинов внутренних войск? Скорее всего, ими движет такая же идея, как и много лет назад, когда люди брали свои несовершенные фотографические аппараты и стремились увековечить на черно-белых снимках мгновения истории.
Потом фотография стала целым искусством, техника улучшилась (впрочем, есть мнение, что фотографические аппараты прошлого столетия все же по некоторым техническим характеристикам намного лучше современных).
Впервые в здании правительства Ростовской области прошла военная выставка, посвященная будням и праздникам внутренних войск. Мы посетили эту необычную передвижную экспозицию. Почему-то в память врезалось несколько снимков: солдат, одетый в белый маскировочный костюм, стремительно спускающийся на лыжах в олимпийском городе Сочи; солдат на специальном военном скутере, который был задействован при охране олимпийских объектов.
А ещё запечатлённый выстрел снаряда из гаубицы, что у фотографов считается редкой удачей: начальная скорость осколочно-фугасного снаряда составляет 690 м/с; осколочно-фугасного снаряда — 270—565 м/с; кумулятивного снаряда — 740 м/с. «Поймать» на такой скорости момент вылета снаряда способен не каждый.
Началось это воинское братство ещё в 1891 году, когда по указу государя императора Александра I были созданы войска, главной целью которых было обеспечение внутреннего порядка. Их ещё называли войсками спокойствия и тишины.
В своей работе новый вид войск должен был соблюдать «Положение для внутренней стражи» из 14 пунктов. Такой был их первый закон. Сегодня деятельность внутренних войск регламентируется Федеральным законом РФ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ», насчитывающим не один десяток страниц.
С годами, с изменением исторического и политического курса в стране, изменялись цели и задачи внутренних войск.
Во время Великой Отечественной войны воины 230-го полка войск НКВД обороняли Ростов-на-Дону в районе Зеленого острова (этот остров полностью омывает река Дон и попасть туда можно только по понтонному мосту).
Гитлеровцы яростно атаковали остров и не смогли сломить сопротивление солдат внутренних войск, которые погибли там практически все: 90 процентов личного состава пали смертью храбрых и оставили о себе вечную память в человеческих сердцах. Очень жаль, что до конца сегодня их имена и фамилии не известны.
Но остались уникальные фотографии боев, которые не дают нам забыть героизм и мужество наших отцов и дедов. Память о них для сегодняшних солдат остается неизменной и незыблемой. Ежегодно 22 июня на Зеленый остров приезжают солдаты внутренний войск и отдают дань памяти бойцам, погибшим в годы войны.
Но солдаты погибают и сегодня.
— Мы потеряли семьдесят трёх бойцов, — рассказал в ходе открытия выставки заместитель командующего войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России генерал-майор Николай Александрович Долонин.
— И когда мы встречаемся со вдовами, то видим их тоскующие глаза, боль и горечь утраты которых невозможно описать. Конечно же, мы оказываем всяческую им помощь. Но важна еще и духовная помощь, нужно подставить своё плечо.
Память погибших увековечивается: их имена навечно занесены в списки воинских частей, в 2014 году 18 улиц и городов получили имена павших солдат внутренних войск. А в школах, где они учились, установлены мемориальные доски.
Видели бы вы глаза учителей, родителей, которые присутствовали в ходе установки и открытия этих памятных знаков! Они растили, учили, вкладывали душу и сердце в мальчишеские души и сердца. И вот, когда мальчишки стали солдатами, надели форму, встали на защиту своего Отечества, их убили. Убили те, кто не хочет мира и спокойствия. Это тоже тема для фотографий.
— Военнослужащие подразделений специального назначения и разведки во взаимодействии с представителями других силовых структур принимают участие в различных специальных операциях по нейтрализации бандитских формирований и их пособников, — сообщил Николай Долонин. — Только в прошлом году проведено более полутора тысяч таких мероприятий на территории ряда субъектов Северо-Кавказского региона, уничтожено более двухсот и задержано более тысячи террористов и их пособников.
Сегодня внутренние войска несут службу в 15-ти субъектах Российской Федерации, стали нести службу на Крымском полуострове. Согласно постановлению правительства РФ, военнослужащие внутренних войск будут патрулировать акватории Крымского полуострова — бухты и заливы Севастополя, Балаклавы, Ялты и других населённых пунктов. В каждом регионе есть свои особенности, и их необходимо учитывать при прохождении службы.
Несмотря на то, что выставка все же имела военную тематику, я не увидела там агрессивных, злобных фотографий. И это тем более удивительно, ведь солдаты внутренних войск сталкиваются с проявлением человеческой агрессии довольно часто.
— Так это было во время чечено-ингушского конфликта, — рассказал Николай Долонин. — Там солдатам пришлось сдерживать две враждующие стороны, которые не скрывали проявления своей ненависти друг к другу.
Хочется сказать фотографам спасибо. За доброту спасибо. Может быть, даже в этом они охраняют чувства своих зрителей от настоящей злости мира. Они стоят на границе нашего спокойного существования. И как показывают последние события, эти границы легко перейти. Даже в творчестве.
Далеко за примером ходить не нужно: достаточно вспомнить украинские «шедевры» пропагандистского творчества. Но не хочется писать об этой дикой вражде, возникшей в головах отдельных политиков. Верю, доброта спасёт мир, как это было всегда в русских сказках.
Ещё вспоминается снимок ребенка. На выставке дети — это отдельная тема. Запечатленных детей здесь много: они стоят рядом с губернатором Ростовской области Василием Голубевым, идут рядом с танками и просто стоят с широко раскрытыми глазами. И мучает меня совесть. И вот почему. На выставку мы пошли вместе с дочерью Татьяной.
В тот момент, когда началась официальная часть, моя дочь, одетая в «официальную» черно-белую форму, решила встать со своего дивана и торжественно направиться ко мне. Причем идти она решила через весь зал, срезая расстояние, а в середине зала тем временем выступали официальные лица. Видя это, я успела схватить руку дочери и довольно резко потянула ее у себе: ну не мешать же генералам говорить. Но на нас уже посмотрел Долонин:
— А как тебя зовут, девочка? — спросил он.
— Таня, — нисколько не смущаясь, ответила дочь.
— Вот и Танечка к нам на выставку пришла, — сказал Долонин и укоризненно, по-доброму посмотрел на меня, как бы говоря: «И что это ты ребенка дергаешь, мы ей рады».
И действительно, в зале после этого диалога генерала и шестилетнего ребенка возникло оживленно и по-праздничному доброе настроение, как у людей, которых объединяет нечто большое, чем официальный протокол. И долго меня еще мучила совесть, что, получается, не я, а генерал защитил моего ребенка. Поставил немного сумбурный женский разум на место. Как это и полагалось сделать настоящему мужчине.
А настоящего на выставке было много. Можно было увидеть, как происходит сборка легендарного вертолета «Ночной охотник» на ростовском заводе «Роствертол». Фотограф запечатлел двух мастеров, которые стоят около вертолета, а третий что-то осматривает в кабине вертолета.
Для нас, обычных читателей это — вертолет, а для рабочих завода это — ИЗД «294» (изделие «293»), ответственный мастер у которого — А. Ф. Бородолин. И пока непонятно, кто же из трех рабочих, лиц которых не видно, является этим самым ответственным мастером. А может быть, это и не важно.
Главное — показать всю мощь строящегося винтокрылого охотника.
По материалам topwar.ru