Весенний призыв готовится в строй

Весенний призыв
31 Мар, 2015.

На минувшей неделе президент России подписал указ о начале с 1-го апреля весенней призывной кампании 2015-го года.

В соответствии с документом, размещенным на официальном портале правовой информации, ряды Вооруженных сил России до 15 июля этого года пополнят 150 тысяч новобранцев.

Эта цифра на протяжении последних лет остаётся практически неизменной. С приходом в министерство обороны Сергея Шойгу призыв сократился почти вдвое — с тогдашних 270-ти тысяч. Впрочем, и новые планы пока не выполняются.

Например, прошлой осенью в войска было направлено чуть больше 140 тысяч призывников. Как отмечали в военном ведомстве, не справились с заданием в Карелии, Коми, Хабаровском крае, Волгоградской, Калининградской, Ленинградской, Саратовской областях и ряде других регионов. При том, что по данным статистики, призывной контингент в стране составляет без малого 600 тысяч человек.

Сохранились и сроки призыва. В период бурных реформ прежних руководителей Минобороны активно обсуждалась инициатива продлить весенний призыв до конца лета, а осенний — до нового года. Сейчас снова придерживаются сложившихся правил и традиций. В частности, юноши, принимающие участие в сельхозработах, весной не призываются, а армейский набор в регионах Крайнего Севера проводится с 1-го мая до середины июля.

Нынешний призыв будет иметь ряд особенностей. Прежде всего это касается вручения повесток. По новым правилам за ними юноши должны прийти сами. В течение двух недель с начала призыва они обязаны явиться в военкомат. Невыполнение этого требования грозит уголовной ответственностью.

Другой новацией станет оформление электронной карты каждого призывника. Там будет биографическая информация, медицинские показатели, данные о профессиональной подготовке и имеющейся специальности. В Минобороны полагают, такой подход позволит упростить и ускорить процедуру назначения на должность. Кроме того, электронная система улучшит воинский учет после службы.

Ещё в прошлом году утвердили новую военно-врачебную экспертизу. Теперь она стала ещё более детальной. Несколько изменился перечень болезней, наличие которых освобождает от службы или дает определенную отсрочку.

Весенний призыв в 2015-м уже подпадает под действие изменений в законодательстве. В соответствии с ними, если гражданин уклонился от военной службы безо всякого на то права, в будущем он не сможет занимать должность в муниципальном и государственном учреждении.

В 2015-м году ожидается первая волна крымского призыва. Начнётся она с момента преобразования системы учета и военкоматов согласно федеральному законодательству. Такая работа ведётся, обещают завершить её уже в ближайшее время. На первых порах крымчане смогут служить лишь в пределах полуострова, но с 2017 распределение будет происходить по всей России.

Как установлено с 2008-го года, срок службы по призыву — 12 месяцев. По истечении шести месяцев службы любой военнослужащий может подать рапорт о заключении с ним первого контракта — на три года.

Комментируя особенности нынешнего призыва, военные отмечают некоторое изменение задач российской армии образца 2015-го года. Сегодня основной упор делается на мобильности частей и соединений, готовности оперативно реагировать на любые потенциальные опасности и угрозы. Для этого армия активно переоснащается.

Уже в текущем году она выйдет на новую ступень возможностей. Полное реформирование Вооруженных сил в соответствии с Программой военного переустройства РФ предусматривают провести в ближайшие 3-5 лет.

На качелях военных реформ

В прошлом году исполнилось 140 лет с момента введения в России всеобщей воинской повинности. Эту реформу провёл Александр II. Как помним, регулярная армия в России появилась ещё при Петре Великом.

Основой её был рекрутский набор. В новых условиях он уже не соответствовал государственным задачам, что и показала крымская война. Введение всеобщей воинской повинности позволило увеличить численность армии, создать обученные резервы и вкупе с другими преобразованиями обеспечило победу в русско-турецкой войне (1877—1878 гг.).

Впервые воинская повинность распространилась на всё мужское население России, представителей всех национальностей. Призыву подлежали достигшие 21-летнего возраста. Ограничения касались только служителей церкви, выпускников гимназий и неспособных носить оружие по состоянию здоровья.

Законом предусматривалось добровольное поступление на военную службу офицеров, вольноопределяющихся и охотников. Унтер-офицерам, выслужившим обязательные сроки (в пехоте и пешей артиллерии они составляли 3 года, в других родах сухопутных войск — 4, во флоте — 5 лет) предоставлялась возможность продолжить службу.

Эта система с небольшими изменениями просуществовала вплоть до известных октябрьских событий. У большевиков на армию взгляд был совсем иной. Они свято чтили К. Маркса, который в зрелом уме и твёрдой памяти предлагал заменить армию всеобщим вооружением народа.

Никогда не служивший в войсках (как, впрочем, и его российские последователи) теоретик социализма считал, что при нападении врага на коммунистическое государство рабочие и крестьяне берут в руки оружие, собираются в отряды, выбирают себе военных руководителей, отбивают нападение врага и вновь возвращаются к своим станкам и нивам.

Реальность оказалась много проще. Столкнувшись с военными угрозами, большевистское правительство под лозунгом «Социалистическое отечество в опасности!» провозгласило ударную неделю (с 17 по 23 февраля 1918 года) создания рабоче-крестьянской Красной армии. Затея эта полностью провалилась, хоть и переросла в вековой российский праздник. Пришлось комплектовать армию по принудительному принципу.

Уже в мае правительство В. Ленина объявило обязательный набор на службу в РККА лиц в возрасте от 18 до 40 лет. Для выполнения этого декрета была создана целая сеть военных комиссариатов.

Новая система работы с призывом настолько вписалась в жизнь, оказалась столь совершенной, что и сегодня военкоматы остаются незаменимым звеном в комплектовании вооруженных сил. Однако и К. Маркса большевики не забыли. Они отказались призывать в армию представителей эксплуататорских классов (детей бывших дворян, купцов, офицеров старой армии, священников, фабрикантов), казаков, кулаков.

Более-менее внятный закон «Об обязательной военной службе» примут только в 1930-м году. В нём ещё сохранится классовый подход к исполнению гражданами обязанностей военной службы, но нетрудовым элементам уже позволят работать по обслуживанию армии. Спустя пять лет разрешат призывать в армию детей казаков.

Ситуация не изменится даже с принятием Конституции СССР 1936-го года, которая сняла социально-классовые ограничения на выполнение советскими гражданами воинской обязанности. Реально их отменят только через три года, приняв соответствующий закон. К этому времени и сложится система современного призыва.

Она будет с годами корректироваться: меняться сроки службы, условия отсрочек и освобождения от службы в армии. Три послевоенных года (1946-1948), пришедших на демобилизацию и сокращение одиннадцатимиллионной Советской армии, например, призыва не будет вовсе. Юношей, достигших призывного возраста, задействуют на восстановлении разрушенных войной объектов народного хозяйства. Однако сложившиеся подходы сохранятся.

Много позже, в 1996-м, в горячую пору президентских выборов новое поколение не служивших в вооруженных силах теоретиков государственного строительства двинет в массы идею полного отказа от призыва и создания контрактной армии. На волне общественного возбуждения Б.Ельцин даже подпишет соответствующий указ. О нём, однако, быстро забудут, когда посчитают затраты на реализацию этой затеи. Расходы окажутся неподъёмными и поставят перед выбором: увеличить финансирование армии в десять раз или сократить ей во столько же.

Вместо мамкиных пирожков

Споры вокруг призыва разгорелись не только из-за массово заголосивших мамкиных комитетов солдатской защиты, возникших на щедрости западных финансистов. Организация действительной военной службы и вправду стала отставать от развития общества. В чем это выразилось? Хотя бы в продовольственном обеспечении новобранцев.

Самый беспроблемный призыв в армию был в тридцатые годы прошлого века. Тогда с не очень сытой «гражданки» рабоче-крестьянские парни попадали на вполне приличное довольствие. По установленным в 1934-м году нормам, солдату в день полагалось 600 граммов ржаного хлеба, 400 — пшеничного, 400 — картофеля, 175 граммов мяса, 75 — рыбы, 35 — сахара. В рацион входили пшеничная мука, макаронные изделия, крупы, овощи, специи, чай.

Эта норма просуществует до весны 1941-го, когда выдачу мяса снизят до 150 граммов, а рыбы наоборот поднимут до 100. В войну её не изменят, разве что в боевых частях действующей армии начнут выдачу водки по 100 граммов в день на человека.

Предвоенную норму скорректируют в 1960-м. (Я, впрочем, говорю о базовой, т.е. самой низкой степени довольствия сухопутных войск. В армии таких норм доходило до пятидесяти в зависимости от рода войск и специфики деятельности). В этом году в рацион введут 10 граммов сливочного масла, а количество сахара увеличат до 45 граммов.

Питание солдат по- прежнему в массе своей останется лучше домашнего. Тем более, что на протяжении 1960-х в норму введут кисель (сухофрукты) до 30 (20) граммов, увеличат количество сахара до 65, макаронных изделий до 40, сливочного масла до 20 граммов; хлеб из муки пшеничной 2-го сорта заменят на хлеб из муки 1-го сорта.

Однако уже в семидесятые годы питание солдат станет понемногу отставать от набиравшего калории гражданского рациона. С маминых пирогов и булочек, домашних сладостей и прочего юноши попадали на достаточно спартанский рацион, который со временем слегка обогатили, добавив по праздничным и выходным дням по два куриных яйца.

Потом стали давать молоко, до 70 граммов увеличили выдачу сахара, масла — до 30, куриные яйца ввели в рацион — по четыре штуки в неделю. Но, пожалуй, только в последние годы удалось приблизить питание в армии к гражданскому — как по калорийности, так и по разнообразию.

Наследство классового подхода

Вторая, а, может быть, и первая по значимости, армейская проблема вытекала из общественного расслоения в стране. Оно проявилось в семидесятые, когда приподнялись в достатке и образовании миллионы людей. Призыв в армию юношей из этих семей был отчасти возвращением в рабоче-крестьянский социальный слой, не потерявший в армии своего фундаментального значения.

В то время сложно было уклониться от призыва в армию. Зато появилась возможность непыльной службы в армейском ансамбле песни и пляски (В.Винокур, И.Николаев и др.), театре Советской Армии (В.Гостюхин, А.Домогаров …), отдельном кавалерийском полку Таманской дивизии, куда стройными рядами шли звёздные сынки (Ф.Бондарчук, Е.Кончаловский…)

Об этом периоде жизни не любят вспоминать успешные ныне люди вроде олигархов, бизнесменов, политиков, чьи армейские фото так некстати для них мелькают иногда в Интернете, напоминая о совсем не звёздном прошлом. Разве что Сергей Миронов старается пофорсить по случаю в десантном тельнике, да Владимир Жириновский — похвалиться знаковой службой в подразделении спецпропаганды.

С годами расслоение только усилилось, а некомфортность срочной службы стала откровенно тяготить. Теперь уже за честь «откосить» от армии. Чем, не скрываясь, гордятся нынче Тимати, М.Галкин, Д.Билан, Н.Басков, В.Топалов, П.Шаляпин… Казалось, этой тенденции не будет конца.

Не поправила дело даже беспримерная доблесть молодых солдат в «горячих точках» и внутренних войнах последнего времени. Все изменилось почти в одночасье. Защитившие Крым «вежливые люди» стали новым лицом российской армии. Лицом, за которым реальная заслуга приумножения и защиты Отечества.

…Это только начало. Первая ласточка. Отмеченный высоким профессионализмом успех еще надо закрепить и подтвердить. Тогда, возможно, вернётся массовое сознание благословенных пятидесятых, когда на фоне военных побед Великой Отечественной не служить в армии было просто неприлично…

Автор Геннадий Грановский

По материалам topwar.ru