Самолёт Nakajima B6N пришёл на смену B5N «Kate» и попал на фронт в тот момент, когда чаша весов склонилась на сторону американцев.
Будучи весьма хорошим торпедоносцем-бомбардировщиком, этот боевой самолёт японского Императорского флота, впрочем, так и не сумел раскрыть свой потенциал полностью и проявить себя на арене боя.
Первые результаты боевого применения B5N в Китае в конце 1930-х годов выявили многочисленные недостатки, после чего командование Японского Императорского флота потребовало от руководства компании «Nakajima» разработать усовершенствованную модификацию B5N2.
В то же время командование подготовило тактико-технические требования на новый самолёт, способный нести то же вооружение, что и B5N, и обладающий высокой скоростью и большой дальностью полёта.
В ответ на них компания «Nakajima» спроектировала самолёт B6N Tenzan («Небесная гора»), который имел в целом схожую конфигурацию и размеры, но отличавшийся возросшей примерно на треть массой (пустого самолёта и максимальной взлётной). Самолёт оснащался выпускавшимся «Nakajima» звездообразным двигателем NK7A Mamoru 11, имевшим мощность 1870 л.с. и приводившим во вращение четырёхлопастный воздушный винт.
Трудности в разработке
Первый из двух прототипов B6N был облетан в начале 1941 года, однако его разработка и доводка шли достаточно напряжённо. Среди множества недостатков наиболее важными были недостаточная курсовая устойчивость самолёта, что потребовало внесения в конструкцию вертикального оперения большого числа изменений, а также проблемы с двигателем.
В конечном итоге только в феврале 1943 года самолёт окончательно был одобрен к серийному производству под обозначением Navy Carrier Attack Bomber Tenzan Model 11 (Nakajima B6N1).
Но из-за ненадёжной работы двигателя Mamoru выпуск данной модификации завершился всего через пять месяцев; всего собрали 133 самолёта. Командование флота потребовало от «Nakajima» заменить двигатель на 14-цилиндровый звездообразный двигатель Mitsubishi Kasei. Последний ставился на бомбардировщик G4M и в варианте MK4T Kasei имел мощность 1850 л.с.
Новый вариант самолёта с данным двигателем получил обозначение B6N2 и стал основной серийной модификацией – с июля 1944 года было выпущено 1133 таких самолёта. При этом модификация B6N2a Model 12A отличалась изменённым вооружением для обороны задней полусферы – вместо 7.7-мм пулемёта Type 97 установили 13.2-мм пулемёт Type 2.
Боевое применение
B6N1 поступил на вооружение Японского Императорского флота в 1943 году. Боевое крещение новые самолёты получили в ходе боёв в районе атоллов Тарава и Макин, до конца года 22-я флотилия потеряла около 20 машин.
Самолёты B6N принимали участие во всех боевых операциях. В январе 1944 года самолёты B6N авианосцами «Дзуньё», «Хиё» и «Рюхо» были переброшены в Рабаул для усиления гарнизона, а через месяц оставшиеся в строю машины были переброшены на острова Трук. Кроме того, самолёты принимали участие в сражениях за Марианские острова и Филиппины, а также в заливе Лейте. При этом только за одну неделю боёв в октябре 1944 года авиация японского флота потеряла 492 самолёта.
B6N2 имел более высокие характеристики, но это вряд ли могло решить все проблемы, стоявшие перед Японским Императорским флотом. Потеря Филиппин ознаменовала окончание «сражений авианосцев», а потеря огромного числа опытных пилотов не позволила B6N2 подтвердить свой высокий боевой потенциал в небе над Тихим океаном.
Многие самолёты B6N (кодовое обозначение союзников «Jill») были переоборудованы для пилотов-камикадзе, участвовавших в боях за Окинаву в 1945 году, а также в самолёты-разведчики.
В конце войны главной задачей Японского Императорского флота стала защита островов метрополии, поэтому «Nakajima» модифицировала два B6N2a в прототипы бомбардировщика сухопутного базирования B6N3 Model 13, который отличался упрощенным шасси и отсутствием оборудования, характерного для самолётов авианосного базирования, что в итоге привело к снижению массы и улучшению лётных характеристик. Впрочем, Япония успела капитулировать раньше, чем самолёт пошёл в серию.
Считается, что войну пережили около 40 самолётов B6N, причём большая часть их была уничтожена и лишь несколько машин использовались союзниками для оценки их возможностей. До настоящего времени сохранился лишь один самолёт – он находится в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне.
По материалам avialand.org