На протяжении тридцати с лишним лет вертолёт Ми-24 составляет основу боевых вертолётных частей советской и после российской авиации.
Аналогичное место занимают эти вертолёты и в части стран Восточной Европы, во многих азиатских и африканских странах. Ми-24 остаётся единственным вертолётом, объединившим ударную машину с транспортной.
Такая концепция имеет свои достоинства — отделение солдат можно доставить (или эвакуировать) в такие места, куда рискованно посылать транспортные вертолёты. Порой незаменимой оказывается возможность вывезти раненного прямо под огнём противника, в каких-то случаях полезной оказывается дополнительная огневая поддержка из десантного отсека.
Словом, можно представить немало ситуаций, когда вместо пары «ганшип – транспортник» удалось бы обойтись вылетом единственного универсального вертолёта. Но у этой концепции есть и немало слабых сторон. Дополнительный вес (не только восьми вооружённых человек, но и самого десантного отсека) заметно влияет на маневренность и взлётные характеристики. «Раздутая» задняя часть увеличивает поражаемую площадь.
Наконец, бронирование десантного отсека по весовым соображениям невозможно – в результате либо десантники подвергаются большей опасности, либо экипаж Ми-24 вынужден осторожничать и стараться не попадать в ситуации, в которых лётчики «Апача» или «Тигра» чувствуют себя боле уверенно.
В разных ситуациях схема Ми-24 может быть выгодной или помехой. Показателен факт, что никто в мире эту схему не повторил, а последующие советские и российские боевые вертолёты перешли к общепринятой компоновке чисто боевых машин.
От «коммуналки» к индивидуальным кабинкам
Первые работы по проекту В-24 начались летом 1968 года, и всего год спустя опытный образец уже был готов к полётам. Общая кабина экипажа была закрыта остеклением большой площади, с развитым переплётом и преимущественно плоскими стёклами.
В отношении силовой установки, несущего винта, главного редуктора и трансмиссии конструкторы пытались сохранить максимальную унификацию с уже освоенным и широко распространённым Ми-8. С 1971 года этот вариант пошёл в серию на авиазаводе в Арсеньеве под обозначением Ми-24А.
Нарекания экипажей на недостаточную эффективность рулевого винта заставили переместить его с правой стороны хвостовой балки на левую, что (благодаря влиянию несущего винта) заметно повысило его эффективность.
А вскоре пришлось полностью перекомпоновать и переднюю часть вертолёта – оператор вооружения и лётчик получили отдельные кабины, расположенные для лучшего обзора с превышением одна над другой (лётчик располагается позади и выше на 0.3 м). С этого момента формирование облика Ми-24 завершилось, и в дальнейшем развитие шло по пути усовершенствования вооружения и прицельно-навигационного комплекса.
Первой модификацией с новой компоновкой стал Ми-24Д, получивший заодно и более мощное вооружение – счетверенный пулемёт ЯкБ-12.7, в подвижной установке УСПУ-24, которая позволила вести огонь в широких секторах в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Однако управляемое вооружение – ПТУР «Фаланга» — осталось старым, его эффективность была невысока.
В 1973 году эти вертолёты начали строить серийно, и к заводу в Арсеньево присоединился мощный завод в Ростове-на-Дону. Работы по созданию, а затем и отработке на вертолёте более совершенного противотанкового комплекса «Штурм» наконец-то завершились, и в 1976 году начался выпуск варианта Ми-24В, который стал самым массовым в семействе.
Спустя несколько лет стало понятно, что для борьбы с некоторыми целями (например, легкобронированными) мощности пулемётов даже крупного калибра недостаточно. В 1981 году появилась первая пушечная модификация – Ми-24П.
Из-за габаритов и отдачи двуствольную пушку ГШ-30К пришлось установить неподвижно на правом борту вертолёта, а огонь из неё вёл лётчик. В некоторых случаях отсутствие возможности управлять стрелковым вооружением оказалось критичным, и в 1999 году в ОКБ подготовили вариант Ми-24В, обозначенный Ми-24ВП, в котором место пулемёта заняла двуствольная 23-мм пушка ГШ-23, хорошо отработанная на самолётах МиГ-21 и МиГ-23. Углы наводки по вертикали уменьшились, а по горизонтали остались прежними.
На основе Ми-24В, кроме того, были созданы вертолёт-корректировщик Ми-24К и вертолёт радиационно-химической разведки Ми-24Р (оборудованный ковшами на концах пилонов вооружения для сбора проб грунта. В девяностые годы основные работы велись в направлении оснащения Ми-24 новым оборудованием, обеспечивающим применение ночью и в любую погоду, а также более совершенным противотанковым вооружением.
Конструкция
Ми-24 построен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами. Шасси трёхстоечное, убирающееся. Трансмиссия и дублированная система такая же, как на вертолёте Ми-8.
Вал несущего винта наклонён не только вперёд на 4.5°, но и вправо на 2.5°, чтобы обеспечить устойчивость при прямолинейном полёте. Одной из главных особенностей вертолёта является крыло, которое даёт 22-28% подъёмной силы.
В носовой части фюзеляжа размещена двуместная кабина экипажа по тандемной схеме. Экипаж находится в герметизированных кабинах, снабжённых системой обогрева и вентиляции. Кабина экипажа, коробка приводов, маслобаки двигателей, редуктор и гидробак бронированы стальными плитами.
Кресло лётчика бронировано откидной бронеспинкой и бронезаголовником, кресло стрелка не бронировано, между кабинами расположена бронеперегородка, лобовые стёкла броневые, плоские, снабжены стеклоочистителями, боковые выпуклые стёкла силикатные, не бронированные. В центральной секции фюзеляжа находится грузовая кабина, в которой могут разместиться до восьми десантников.
По материалам avialand.org