В западных армиях принимаются меры по повышению эффективности контрбатарейной борьбы.
Ведущиеся уже почти год боевые действия в Донбассе показывают, что умелая контрбатарейная борьба – важный фактор достижения успеха в войнах такого рода. Особенно в условиях, когда в силу известных причин применение боевой авиации сведено к минимуму.
Неслучайно США, оказывающие поддержку вооружённым силам Украины, уже поставили им партию РЛС контрбатарейной борьбы. «Красная звезда» обратилась к военным экспертам полковнику Владимиру Дмитриеву и полковнику Александру Крупникову с просьбой рассказать о технических возможностях западных армий в этой области.
Контрбатарейная борьба, представляющая собой организацию и ведение артиллерийского огня по позициям артиллерии противника, вошла в практику вооружённой борьбы уже давно. Она была распространена в годы Второй мировой войны и не потеряла своей актуальности на современном этапе.
Ведущая роль в обеспечении такой стрельбы изначально отводилась разведывательно-корректировочной авиации, комплексам звукометрической разведки и артиллерийским наблюдателям, в том числе из числа разведывательных, диверсионных и пехотных подразделений.
В дальнейшем, с развитием технических средств разведки, задачи по обслуживанию огневых средств контрбатарейной борьбы стали возлагаться и на радиолокационные станции разведки позиций стреляющей артиллерии.
Принцип работы данных РЛС основывается на обнаружении цели (снаряда, мины или ракеты) в полёте на возможно более ранней стадии и проведении нескольких измерений текущего положения боеприпаса. По этим данным рассчитывается траектория полёта снаряда и на основе её пролонгации и экстраполяции измерений определяются вероятные координаты огневого средства, а также мест падения боеприпасов. Кроме того, технические возможности станций позволяют распознавать типы и калибр стреляющих систем, а также обеспечивать корректировку огня своей артиллерии.
В странах Североатлантического союза первые образцы таких РЛС появились во Франции, США и Германии в начале 1950-х годов и по результатам испытаний и боевого применения в вооружённых конфликтах были признаны достаточно эффективным средством боевого обеспечения.
Это объясняется следующими их основными достоинствами: мобильность (транспортабельность) РЛС; обзор обширных участков местности на большой дальности; возможность получения данных о целях в близком к реальному масштабу времени; независимость от времени суток и погодных условий; относительно высокая боеготовность.
Существующие зарубежные РЛС КББ работают в диапазонах частот 1-2 (L), 2–4 (S), 4–8 (C) и 8–12 (Х) ГГц и способны обнаруживать огневые позиции миномётов на дальностях до 20 км, артиллерии – 30 км, а пусковых установок РСЗО и тактических ракет – до 80 км.
Указанные преимущества определяют целесообразность использования РЛС для разведки и определения местоположения стреляющих артиллерийских орудий, миномётов и реактивных систем залпового огня даже при наличии такого недостатка, как возможность обнаружения их противником на расстояниях, превышающих дальность действия самих станций.
В типовой состав РЛС входят: антенная система, приёмопередатчик, аппаратура обработки, связи и передачи данных, системы навигации и электропитания.
Антенна станции, как правило, представляет собой плоскую прямоугольную фазированную антенную решётку, в которой обзор пространства осуществляется электронным сканированием луча диаграммы направленности в секторе по азимуту в среднем 90°, а по углу места – до 30°. Круговой обзор пространства обеспечивается за счёт вращения на поворотной платформе.
Аппаратура обработки, связи и передачи данных размещается в стандартных контейнерах и монтируется на колёсной или гусеничной базе. Бортовая навигационная система обеспечивает определение своего местоположения и ориентацию антенной системы, что в значительной степени повышает точность засечки огневых позиций противника.
В сухопутных войсках США с конца 1970-х годов для решения задач контрбатарейной борьбы используется радиолокационный комплекс «Файрфайндер», находящийся на вооружении батарей артиллерийской инструментальной разведки полевой артиллерии бригадного и дивизионного звена. В его состав могут входить три РЛС AN/TPQ-36 и две – AN/TPQ-37 (на снимке).
Комплекс активно применялся в составе экспедиционных формирований американских войск в зоне Персидского залива, в Ираке и Афганистане. Различные модификации входящих в него РЛС состоят на вооружении армий Греции, Нидерландов, Египта, Индии, Израиля, Иордании, Сингапура, Саудовской Аравии и Республики Корея.
Станция AN/TPQ-36 разработана совместно американскими компаниями «Нортроп-Грумман» и «Рейтеон». Она предназначена для обнаружения и определения координат огневых позиций миномётов, а также артиллерийских орудий и РСЗО.
Станция представляет собой когерентную импульсно-доплеровскую РЛС, её сектор обзора – 90° по азимуту и может быть расширен до кругового за счёт механического вращения антенны. Станция способна отслеживать одновременно до 20 целей за одну минуту и корректировать стрельбу до десяти орудий своей артиллерии.
Аппаратная размещается в лёгком многоцелевом контейнере и устанавливается на автомобиль повышенной проходимости типа «Хаммер». Обслуживается расчётом в составе четырёх человек.
Станция AN/TPQ-37 разработана компанией «Рейтеон». Она во многом схожа по компоновке с РЛС AN/TPQ-36 и обеспечивает засечку и определение координат огневых позиций стреляющих артиллерийских орудий, РСЗО и тактических ракет. Её транспортировка обеспечивается тягачом грузоподъёмностью пять тонн. Боевой расчёт – 6-8 человек. Антенная система станции осуществляет обзор по азимуту в секторе 90°.
Аппаратная машина, выполненная на базе автомобиля «Хаммер», включает автоматизированное рабочее место оператора, на цветном дисплее которого отображается обстановка на фоне электронной карты местности. В памяти бортовой ЭВМ могут храниться данные более чем о 99 целях.
Станции комплекса «Файрфайндер» прошли несколько этапов модернизации, последний из которых завершён в начале 2012 года. При этом на станциях было обновлено программное обеспечение, повышена производительность бортовых ЭВМ и выполнены другие работы, что позволило продлить срок их эксплуатации в армии США до 2020 года.
Вместе с тем на замену данным станциям в сухопутных войсках США уже поступает на вооружение новая РЛС контрбатарейной борьбы AN/TPQ-53, разработанная компанией «Локхид Мартин». От находящихся на вооружении РЛС она отличается более высокой мобильностью, увеличенной до 60 км дальностью обнаружения, повышенной точностью определения координат, уменьшенным временем подготовки к боевой работе.
Аппаратура РЛС размещается на двух многоцелевых бронированных автомобилях повышенной проходимости. На одном установлена антенная система, на другом – аппаратная со средствами обработки, связи и передачи данных. Электропитание осуществляется от дизель-электрогенератора, перевозимого на прицепе. Боевой расчёт станции – четыре человека.
Обработка данных и управление станцией осуществляются с рабочих мест операторов, оснащённых малогабаритными компьютерами, один из которых устанавливается в аппаратной машине, другой – в кабине автомобиля с антенной системой. Предусмотрена возможность дистанционного управления станцией с расстояния до 1 км по линии волоконно-оптической или радиосвязи. Переброска станции в район боевых действий может осуществляться одним военно-транспортным самолётом С-17.
После 2020 года РЛС AN/TPQ-53 станет одним из основных радиолокационных средств разведки и обеспечения стрельбы в частях и подразделениях полевой артиллерии сухопутных войск США.
На вооружении американских сухопутных войск также состоит переносная РЛС AN/TPQ-48/-49, разработанная совместно компаниями «Нортроп Грумман» и «Сиракуз». Она поступила на вооружение в начале 2000-х годов и изначально предназначалась для обеспечения защиты мест дислокации экспедиционных подразделений, находящихся за пределами США, от огня миномётов и неуправляемых реактивных снарядов.
Станция успешно применялась подразделениями артиллерийской инструментальной разведки в Ираке и Афганистане. Следует отметить, что в ноябре 2014 года несколько таких станции были поставлены вооружённым силам Украины в качестве военной помощи из США.
В состав РЛС входят: антенная система с приёмопередатчиком и процессор цифровой обработки радиолокационных сигналов, устанавливаемые на треножном штативе, портативный компьютер, источник электропитания.
Аппаратура связи и передачи данных, входящая в состав станции, обеспечивает автоматическую передачу вычисленных координат огневых позиций противника в центр управления огнём в реальном масштабе времени.
В свёрнутом виде станция переносится в двух упаковках чемоданного типа, что позволяет её легко транспортировать или перевозить в легковом автотранспорте.
Вариант станции AN/TPQ-48, установленный на автомобиле типа «Хаммер», получил наименование AN/TPQ-50.
В европейских странах НАТО на современном этапе наибольшее распространение получили РЛС контрбатарейной борьбы COBRA (совместная разработка Германии, Франции, Великобритании и США) и ARTHUR (Швеция, Норвегия).
Радиолокационная станция COBRA создана консорциумом «Евро-Арт» в 1998 году и находится на вооружении подразделений полевой артиллерии вооружённых сил Франции, Великобритании, Германии, Турции и ОАЭ. Станция за три минуты способна определить местоположение до 40 огневых позиций артиллерии противника, а за одну минуту – более 100 одиночных целей.
После 2020 года на вооружение стран НАТО ожидается поступление новых РЛС с увеличенными дальностью обнаружения огневых позиций противника и точностью определения их координат, что позволит повысить эффективность решения задач контрбатарейной борьбы.
Аппаратура РЛС вместе со средствами связи и передачи данных размещена в стандартном контейнере, обеспечивающем защиту от воздействия поражающих факторов ОМП, а также от огня стрелкового оружия и осколков снарядов. Антенна на поворотной платформе размещена за контейнером и при передислокации находится в сложенном состоянии.
В контейнере есть два рабочих места оператора РЛС. Они оборудованы идентичными цветными дисплеями, позволяющими отображать обстановку на поле боя на фоне электронной карты местности. В зависимости от условий применения управление станцией может осуществляться одним или двумя операторами.
Мобильная станция ARTHUR, разработанная фирмами «Эриксон радар электроникс АБ» (Швеция) и «Нордикс электроникс систем» (Норвегия), позволяет решать весь круг задач по обнаружению стреляющих орудий противника и обеспечению стрельбы своей артиллерии. Использование современных алгоритмов обработки сигналов даёт возможность обеспечить надёжное функционирование РЛС со скоростью обзора пространства 180–600 град./с.
По мнению разработчиков, она обладает высокой защищённостью от противорадиолокационных ракет, так как луч диаграммы направленности антенны сканирует в плоскости, расположенной ниже высоты полёта таких ракет, а боковые ле-пестки незначительны. Кроме того, во избежание вывода из строя РЛС средствами огневого поражения противника время её работы на одной позиции не превышает 10 минут.
Станция ARTHUR состоит на вооружении армий Швеции, Норвегии, Германии, Великобритании, Греции, Дании, Чехии и Сингапура.
Следует отметить, что наряду с этим в Швеции ведутся работы по созданию семейства новых радиолокационных средств с активными фазированными антенными решётками, отличающихся многофункциональностью, повышенными точностными характеристиками и высоким уровнем автоматизации.
Так, компания «Сааб электроникс» завершает испытания новой РЛС GIRAFFE, которая является одной из первых в мире станций с активной фазированной антенной решёткой на новой элементной базе (нитрид галлия). Её применение позволило в два раза увеличить мощность излучения станции и на порядок – надёжность и количество одновременно сопровождаемых целей.
Станция работает в X-диапазоне частот (8–12 ГГц). Она формирует многолучевую диаграмму направленности антенны и осуществляет обзор воздушного пространства электронным сканированием лучей по азимуту и углу места в секторах до 270 и 70о соответственно, а круговой обзор – за счёт механического вращения антенны. Дальность обнаружения огневых позиций артиллерии противника составляет до 50 км.
Поступление в войска станции GIRAFFE ожидается в 2016–2018 годах. Интерес к ней уже проявили военные ведомства США, Великобритании и Германии.
В целом за рубежом радиолокационные станции контрбатарейной борьбы показали высокую надёжность и многофункциональность. После 2020 года на вооружение стран НАТО ожидается поступление новых РЛС с увеличенными дальностью обнаружения огневых позиций противника и точностью определения их координат, что позволит повысить эффективность решения задач контрбатарейной борьбы.
Основные тактико-технические характеристики РЛС AN/TPQ-48
- Дальность обнаружения:
- миномётов калибра 120 мм 10 км
- позиций неуправляемых ракет 7 км
- Диапазон рабочих частот L (1–2 ГГц)
- Сектор обзора:
- по азимуту 360°
- по углу места 30°
- Точность определения координат 75–100 м
- Боевой расчёт 2–3 чел.
Основные тактико-технические характеристики РЛС COBRA
- Дальность обнаружения:
- артиллерийских снарядов 20 км
- реактивных снарядов 50 км
- Диапазон рабочих частот C (4–8 ГГц)
- Сектор обзора
- по азимуту 270°
- Точность определения координат 0,3– 0,5% от дальности
- Время развёртывания/свёртывания 5/1–2 мин.
- Боевой расчёт 1–2 чел.
Автор Владимир ДМИТРИЕВ, Александр КРУПНИКОВ
По материалам topwar.ru