Украинские авиакомпании обязали раскрыть своих конечных собственников, сообщает avianews.com.
Это предусматривает принятый 14 октября Верховной Радой во втором чтении и в целом законопроект №5114 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодополучателей юридических лиц и публичных деятелей».
После подписания закона президентом и вступления его в силу предприятия обязаны будут регулярно устанавливать своего конечного выгодополучателя, обновлять и хранить информацию о нем, а также предоставлять ее государственному регистратору.
Под конечным выгодополучателем закон подразумевает физическое лицо, которое независимо от формального владения имеет возможность осуществлять решающее влияние на управление или хозяйственную деятельность юрлица непосредственно или через других лиц.
Конечным выгодополучателем не может быть лицо, которое имеет формальное право на 25% и больше процентов уставного капитала или прав голоса в юрлице, но является агентом, номинальным держателем/собственником или только посредником по такому праву.
Закон вступает в силу через месяц после его публикации. Компании обязаны предоставить информацию о конечных собственниках в течение шести месяцев после публикации.
В случае непредставления информации или предоставления заведомо ложной информации о конечном выгодоолучателе Криминальный кодекс будет предусматривать наказание в виде штрафа в размере 1000-2000 необлагаемых минимумов доходов граждан или общественных работ сроком от 160 до 240 часов.
Ранее информацию о конечных собственниках украинских банков на своем сайте опубликовал Национальный банк Украины.
По мнению адвоката департамента уголовной практики ЮК «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Егора Штокалова, нынешняя редакция законопроекта несколько не доработана и позволит компаниям виртуозно уходить от обязанности сообщать о своих реальных владельцах.
«Дело в том, что законодательство Украины и стран, включенных в официальный список оффшорных зон, очень отличается. И вопрос относительно обязанностей должностного лица (формального собственника), например республики Вануату, раскрыть информацию о лицах, в пользу которых он действует по трастовому контракту, представляется сомнительным», — считает Егор Штокалов.
«Например, собственник предприятия из Украины – компания с Кипра. А ее собственник – другая компания, зарегистрированная на Белизе. А конечный бенефециар – подставной директор с Белиза. Формально, подставной директор обязан действовать в интересах фактического собственника актива.
Плюс трастовый контракт может предусматривать обязанность директора не разглашать сведения о лице, в интересах которого он владеет активом», — приводит пример возможной схемы по уходу от обязательства раскрывать реальных собственников компании Егор Штокалов.
Говоря о возможных способах исполнить данный закон, не раскрывая настоящего конечного собственника актива, Егор Штокалов заявляет: «Наиболее распространенным в мировой практике способом сокрытия такой информации являются операции с оффшорными компаниями с последующим переводом активов на баланс таких компаний.
По моему мнению, это самый популярный способ обхода обязательств относительно раскрытия информации о конечном бенефициаре».
По материалам avianews.com