Приднестровье. Чтобы выжить…

Приднестровье

В связи с событиями на Украине и с продолжающимся давлением со стороны официального Кишинёва положение дел в Приднестровской Молдавской Республике без преувеличения можно назвать близким к критическому.

Фактически Приднестровье попало в ситуацию самой настоящей экономической блокады, так как граничит эта республика именно с Молдовой и с Украиной.

По заявлением Киева, охрана границы с ПМР усилена в связи с тем, что с территории республики «можно ожидать вторжения». Этот (очередной) бзик украинского руководства привёл к тому, что существенно сократились объёмы грузовых перевозок, идущих в ПМР и из ПМР.

В свою очередь это ставит под угрозу существование целого ряда приднестровских предприятий и, в конечном итоге, наносит серьёзнейший удар по населению республики, среди которого немало и украинцев.

По словам заместителя председателя правительства ПМР Нины Штански, высказанных в интервью газете «Московский комсомолец», власти республики вынуждены прибегать «к непопулярным мерам».

Эти меры связаны с вероятным сокращением государственных расходов в целях выполнения социальных обязательств (выплат зарплат, пенсий, иных денежных пособий). Нина Штански говорит о том, что в 2015 году официальный Тирасполь прогнозирует сокращение таможенных платежей примерно в 10 раз. Это колоссальный удар по республиканской экономике.

Экономические сложности уже коснулись десятков тысяч приднестровских пенсионеров. Причём коснулись оттуда, откуда, как говорится, не ждали. В текущем месяце (в январе 2015 года) пенсионеры Приднестровской Молдавской Республики не получили надбавки из России.

Эта надбавка с 2008 года стабильно поступала из российского бюджета (в рамках расходной статьи о предоставлении гуманитарной помощи) в качестве небольшой, но столь важной для жителей республики финансовой поддержки.

Средний размер такой надбавки составлял около 15 долларов. По нынешнему курсу – это около 35-40% от размера средней пенсии «по старости» в Приднестровье. То есть для проживающих в республике пенсионеров – существенная доля финансовых доходов.

Президента ПМР Евгения Шевчука буквально атаковали вопросами о том, будет ли теперь российская надбавка выплачиваться или нет? Президент республики заявил, что собственных ресурсов для выплаты пенсионной надбавки у Приднестровья нет, а российские проекты не могут быть вечными.

При этом Шевчук заявил, что как только поступления средств из России по этой линии будут возобновлены, то и надбавки снова начнут выплачиваться. В министерстве финансов ПМР рассчитывают на то, что ситуация может разрешиться к марту текущего года.

Однако экономические проблемы Приднестровья – это далеко не только вынужденное сокращение пенсий. Сейчас под угрозой остановки находятся несколько важнейших производств на территории взятой «друзьями» в тиски республики.

Чтобы хоть как-то выправить ситуацию, глава ПМР прилетал в Москву. По данным источника «Независимой газеты», Евгений Шевчук рассчитывал на получения от России срочной финансовой помощи в размере 100 млн. долларов (ну, это примерно столько же, сколько стоит линия нападения питерского «Зенита»…) для выплат пенсий и поддержки экономики.

Однако, как утверждает источник того же издания, Россия впервые за последние годы в выдаче финансовой помощи Приднестровской Молдавской Республике отказала.

На фоне этой информации ещё больше вопросов вызвало заявление заместителя министра иностранных дел России Григория Карасина, который заявил буквально следующее (цитирует ТАСС):

Сейчас многое зависит от того, каким будет новое правительство Молдавии. Там переговоры продолжаются, коалиция не создана, мы внимательно за этим наблюдаем. Естественно, в поле нашего зрения остаются все вопросы, связанные с отношениями Кишинева с Тирасполем.

Приднестровская Молдавская Республика является нашим партнёром, у нас подписана целая серия межведомственных договоренностей, по которым мы оказываем практическое содействие установлению очень многих сфер жизни Приднестровья.

Но официально относительно приднестровского урегулирования, где мы активно участвуем в формате «5+2» и других форматах, мы считаем, что Приднестровье, будучи нашим партнёром, должно быть особым районом с особыми гарантиями статуса в рамках единого молдавского государства. (…) Здесь очень много зависит даже не столько от Приднестровья, а от того, как будут развиваться политические процессы в Молдавии.

Как только это заявление сделал Григорий Карасин, тут же появились публикации в стиле «Россия сливает Приднестровье». Заявление о том, что «Приднестровье (…) должно быть особым районом (…) в рамках единого молдавского государства» действительно выглядит странно, особенно после целого ряда заключённых между Москвой и Тирасполем договорённостей о стратегическом партнёрстве образца прошлого года.

То есть российский федеральный центр собирается налаживать стратегическое партнёрство отдельно с республикой, при этом заявляя, что она – это как бы часть единой Молдавии?

Для Кишинёва такие слова аки музыка, а вот для Тирасполя…

Если господин Карасин действительно высказал официальную позицию МИД РФ, то выглядит она достаточно резко по отношению именно к приднестровцам. Или всё же рано посыпать голову пеплом и кричать о «сливе»?

Безусловно, фраза Карасина о единой Молдавии и её составной части в виде Приднестровья замыкает на себя всё внимание, но нужно обратить это самое внимание и на другие слова в заявлении замминистра.

Карасин подчёркивает, что Кишинёв всё ещё не сформировал правительство, и прямо говорит о том, что многое в судьбе Приднестровья зависит именно от политического процесса в Молдавии. Фактически Карасин обращается к молдавскому руководству и предлагает вариант территориальной целостности. В чём он заключается?

В том, что если Молдавия сформирует адекватное правительство, которое не будет противопоставлять Российской Федерации молдавское государство, не будет действовать в ущерб возможной интеграции с Евразийским экономическим союзом, не будет кричать о необходимости рваться в Североатлантический альянс, а сосредоточится на прагматичном партнёрстве с РФ, на восстановлении полноценных экономических связей, тогда Россия не против поддерживать и территориальную целостность РМ.

Если же молдавское правительство предстанет очередным филиалом посольства США с русофобией, давлением на Приднестровье и однозначной антироссийской позицией на международной арене, то, как говорится, это был ваш выбор…

Ультиматум Молдавии? Ну, если угодно, то почему нет… В конце концов, Кишинёву пора самому решать, по какому маршруту он будет двигаться в дальнейшем: выберет ли конфронтацию и раскол или же пойдёт по пути прагматики и здравого смысла.

Несмотря на всю кажущуюся сомнительность заявления Карасина, его слова в конечном итоге могут сыграть позитивную роль и для ПМР. Ведь, по сути, это попытка прорвать экономическую и политическую блокаду Приднестровья дипломатическими инструментами. Ну, не с зомби же из Киева сейчас об этом договариваться!

А вот отказ в выделении помощи Приднестровью в размере упомянутых 100 млн. долларов (если российские власти действительно пошли на такой отказ) в любом случае выглядит какой-то мелочностью. Ну, как-то не по-русски это… Не нужно забывать, что в ПМР проживают сотни тысяч людей с российскими паспортами.

Не помочь им – бросить на экономическое прессование ущербными политиканами из Кишинёва и Киева, которые будут явно упиваться своим превосходством над зажатой с двух сторон республикой. 100 млн. долларов – они, конечно, в нынешних экономических условиях для России важны…

Но не важнее ли для России поддержка тех, кто сегодня за рубежом горячо поддерживает саму Россию? Минус пара-тройка квартальных фуршетов в «Газроме», «Роснефти» и др. «обделённых» — и вуаля! – появляются «свободные средства», которые можно потратить на помощь жителям многострадального Приднестровья. Или сбор средств опять начинать самим рядовым россиянам?

Автор Володин Алексей

Ваша оценка!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *