Семейство беспилотных летательных аппаратов MQ-8 (США)

MQ-8
Главная » Боевые Вертолеты » Семейство беспилотных летательных аппаратов MQ-8 (США)
30 Янв, 2015.

С 2009 года военно-морские силы США эксплуатируют беспилотный летательный аппарат Northrop Grumman MQ-8B Fire Scout. Уже построено и передано военным три десятка таких машин, а также имеется заказ на новую партию.

Кроме того, ведутся работы над новой модификацией этого беспилотника. Аппараты MQ-8B используются для ведения патрулирования и наблюдения за обстановкой в важных районах.Также БПЛА Fire Scout способен нести оружие и атаковать надводные или наземные цели.

В конце девяностых годов ВМС США объявили о начале конкурса на разработку перспективного БПЛА корабельного базирования. Требуемый беспилотный вертолет должен был нести до 90 кг полезной нагрузки, летать на дальность до 200 км и иметь возможность вести патрулирование в течение трех часов, подниматься на высоту до 6100 м, а также выполнять взлет и посадку при ветре до 10-12 м/с.

Свои проекты представили компании Bell и Sikorsky, а также консорциум фирм Teledyne Ryan и Schweizer Aircraft. Совместный проект последних весной 2000 года был объявлен победителем конкурса.

После объявления результатов конкурса проект компаний Teledyne Ryan и Schweizer Aircraft получил название RQ-8A Fire Scout. Этот проект подразумевал строительство перспективного БПЛА на базе серийного вертолета Schweizer 330SP. При этом предлагалось изменить конструкцию фюзеляжа, силовой установки и топливной системы, а также оборудовать машину набором специальной аппаратуры.

Первый прототип БПЛА RQ-8A был построен незадолго до объявления результатов конкурса. Первый полет машины состоялся в январе 2000 года. Беспилотник должен был нести стабилизированную платформу с установленными на ней оптико-электронными системами и лазерным дальномером.

При помощи этой аппаратуры Fire Scout должен был вести наблюдение. Примечательно, что в ходе испытаний прорабатывалось управление беспилотным вертолетом при помощи БПЛА RQ-4 Global Hawk. Сигнал с пульта управления ретранслировался на RQ-8A через другой беспилотник. Расстояние между машинами достигало 270-280 км.

До конца 2001 года продолжались различные испытания и доработки машины. В декабре 2001-го командование ВМС отказалось от дальнейших работ. Несмотря на достигнутые успехи, предлагаемый БПЛА перестал устраивать заказчика. Тем не менее, разработка проекта продолжилась, хотя и на другой фирме.

Новым разработчиком БПЛА RQ-8A стала компания Northrop Grumman. В середине двухтысячных годов стало ясно, что проект слишком рано списали со счетов и Пентагон вновь заинтересовался им, однако теперь работы велись в интересах сухопутных войск. С 2006 года обновленный проект перспективного беспилотника носит название MQ-8B Fire Scout.

В обновленной версии проект сохранил общие черты базовой модификации. В качестве основы для армейского БПЛА применяется вертолет Schweizer 330SP, на который устанавливается набор специального оборудования. Такая архитектура позволила упростить и удешевить строительство и обслуживание техники. Кроме того, за счет использования существующей конструкции специалисты Northrop Grumman смогли не тратить время на создание «платформы» для специального оборудования.

БПЛА MQ-8B имеет фюзеляж обтекаемой формы длиной 7,3 м. Максимальная ширина фюзеляжа с учетом боковых обтекателей – 1,9 м. Высота аппарата (по верхней части хвостовой антенны) – 2,9 м. БПЛА оснащается четырехлопастным несущим винтом диаметром 8,4 м. В хвостовой части имеется рулевой винт. С максимальной полезной нагрузкой взлетный вес машины достигает 1428 кг.

Беспилотник оснащается турбовальным двигателем Rolls Royce 250-C20W мощностью 420 л.с. Такая силовая установка позволяет развивать максимальную скорость более 210 км/ч или крейсерскую на уровне 200 км/ч.

Практический потолок – 6100 м. Радиус действия – до 200 км. Продолжительность полета зависит от состава полезной нагрузки и взлетного веса. При использовании самой тяжелой аппаратуры MQ-8B способен летать около 5 часов. Стандартная нагрузка позволяет вести патрулирование в течение 8 часов или более.

Под носовым обтекателем аппарата находится блок оптико-электронного оборудования. Для наблюдения за обстановкой в заданном районе машина оснащается видеокамерой, тепловизором и лазерным дальномером. Бортовое оборудование позволяет вести наблюдение и производить обнаружение целей. Видеосигнал передается на пульт управления.

Беспилотники RQ-8A и MQ-8A разрабатывались с учетом использования с различными платформами-носителями, что сказалось на их возможностях. Так, бортовая автоматика способна производить взлет и посадку самостоятельно, без участия оператора.

Имеется автопилот с функцией сохранения указанного курса и вывода в заданную точку. При этом сохранена возможность управления оператором в любой момент времени и на любой точке маршрута. Утверждается, что обслуживанием аппаратов Fire Scout может заниматься группа специалистов минимально возможной численности.

Состав полезной нагрузки зависит от поставленных задач. Помимо встроенного блока аппаратуры наблюдения MQ-8A может нести радиолокационную станцию или управляемое вооружение. Разрабатывается набор аппаратуры для обнаружения морских мин. Начать использование этой системы планируется через несколько лет.

Строительство опытного экземпляра БПЛА MQ-8A Fire Scout началось весной 2006 года. К осени аппарат был готов и был передан на испытания. 18 декабря того же года на базе Патаксент-Ривер новый беспилотник впервые поднялся в воздух. Следующие несколько лет компания Northrop Grumman занималась его испытаниями и совершенствованием.

Вскоре после начала испытаний проектом вновь заинтересовались военно-морские силы. Сообщалось, что ВМС заказывают несколько опытных экземпляров БПЛА Fire Scout в версии, доработанной в соответствии с требованиями флота.

В течение некоторого времени проект реализовывался при поддержке двух видов вооруженных сил, но в январе 2010 года армия отказалась от него. В дальнейшем все работы велись только в интересах ВМС США.

Первая посадка аппарата Fire Scout на палубу корабля состоялась в начале 2006 года. Ввиду отсутствия прототипов MQ-8B в этих испытаниях использовался беспилотник первой модели – RQ-8A. БПЛА в автоматическом режиме успешно сел на палубу десантного корабля USS Nashville (LPD-13), двигавшегося со скоростью около 17 узлов. Вскоре началось строительство опытных аппаратов MQ-8B, которые использовались в следующих испытаниях.

В конце 2008 года ВМС США получил несколько экземпляров новых БПЛА для опытной эксплуатации. В конце весны следующего года флот начал испытания аппаратов на кораблях во время выхода в открытое море. В сентябре 2009 года началась эксплуатация аппарата MQ-8B на борту фрегата USS McInerney (FFG-8).

3 апреля 2010 года беспилотник впервые был использован в реальной операции. Фрегат McInerney, находившийся в восточной части Тихого океана, принял участие в поимке судна контрабандистов. БПЛА использовали для обнаружения и слежения за судном с незаконным грузом.

Весной 2011 года три беспилотника были переброшены на одну из американских баз на севере Афганистана. Аппараты Fire Scout успешно выполняли разведывательные задачи по обнаружению объектов и техники противника.

В сентябре 2011 года Командование авиационных систем ВМС США, Northrop Grumman и BAE Systems подписали договор о создании комплекса управляемого вооружения для БПЛА Fire Scout. В качестве легкого и точного оружия предлагается управляемая ракета APKWS II с лазерным наведением.

Это изделие, выполненное на базе неуправляемой ракеты Hydra 70, может поражать малоразмерные цели на дальностях до 8-10 км. Для использования ракеты APKWS II требуется подсветка цели лазерным лучом. Для этого MQ-8B может применять собственный лазерный дальномер. К настоящему времени большинство работ по этому проекту завершено.

В самом конце 2012 года ВМС США объявили о планах по расширению номенклатуры модулей, которые может нести новый беспилотник. Новой нагрузкой для него должна была стать малогабаритная радиолокационная станция RDR-1700.

Эта система способна вести наблюдение за обстановкой на дальностях до 25 или до 80 км (в зависимости от режима работы). Обеспечивается обнаружение целей в сложных метеоусловиях, создание карты местности и наблюдение за метеорологической обстановкой. Аппаратура станции способна сопровождать до 20 воздушных и наземных/надводных целей. Данные с РЛС передаются на пульт управления БПЛА.

В январе 2013 года головным разработчиком РЛС RDR-1700 была выбрана компания Telephonics Corporation. Весной следующего года начались пробные полеты с установленной радиолокационной станцией.

Эксплуатацию нового оборудования предполагается начать в 2015 году. Предлагаемая РЛС может использоваться для слежения за относительно крупными акваториями и для поиска малоразмерных надводных целей. К примеру, ВМС США смогут применять ее в районе Персидского залива для отслеживания перемещений иранских судов, а также в Аденском заливе для поиска сомалийских пиратов.

В 2017 году планируется принять на вооружение систему COBRA (Coastal Battlefield Reconnaissance and Analysis), предназначенную для поиска морских мин в прибрежной зоне. Модуль COBRA с БПЛА MQ-8И планируется использовать на кораблях класса Littoral Combat Ship (LCS).

В настоящее время в интересах ВМС США ведется серийное строительство новых БПЛА MQ-8B. Основными носителями такой техники в обозримом будущем должны стать корабли LCS. Для их оснащения заказаны 24 беспилотника.

Предполагается, что Fire Scout будут применяться для наблюдения за акваториями на удалении от базового корабля, а также для поиска мин, подводных лодок и иных угроз. В дальнейшем возможно появление нового заказа с целью оснащения иных кораблей американского флота.

С 2010 года компания Northrop Grumman работает над новым проектом семейства Fire Scout. В качестве базы для БПЛА MQ-8C предлагается многоцелевой вертолет Bell 407. Из-за этого новый беспилотник должен иметь большие размеры и вес в сравнении с предыдущими моделями семейства. Его нормальная нагрузка должна составлять 270 кг, максимальная – около 450 кг. При этом максимальный взлетный вес БПЛА MQ-8C примерно вдвое больше аналогичного параметра MQ-8B.

Общая длина MQ-8C – 12,6 м, диаметр несущего винта – 10,7 м, ширина фюзеляжа – 2,4 м, высота – 3,3 м. Аппарат должен оснащаться турбовальным двигателем Rolls-Royce 250-C47B. Максимальная скорость должна достигать 260 км/ч. Потолок сокращен до 5,1 км. За счет топливных баков большего объема планируется довести максимальную продолжительность патрулирования до 14 часов.

Увеличенная модификация беспилотника Fire Scout будет нести набор оборудования, схожий с аппаратурой MQ-8B. При этом в состав авионики внесены некоторые изменения, направленные на повышение характеристик. Планируется оснащение аппарата ракетами APKWS II и модулями специального оборудования имеющихся моделей.



Первый полет MQ-8C состоялся 31 октября 2013 года. В ноябре того же года начались проверки второго прототипа. Первый контракт на строительство такой техники подразумевал поставку 14 предсерийных беспилотников.

На начало 2015 года планировалось утверждение технических требований к новому модулю радиолокационной станции, предназначенной специально для БПЛА последней модификации. Испытания машины MQ-8C Fire Scout должны завершиться в течение нескольких следующих лет.

По материалам topwar.ru