Многоцелевой транспортный вертолет Ми-26

Ми-26
1 Фев, 2022.

Тяжелый военно-транспортный вертолет Ми-26 совершил первый полет в 1978 году. Вертолет предназначен для перевозки людей и различных грузов в грузовой кабине, а также для транспортировки крупногабаритных грузов на внешней подвеске.

Вертолет Ми-26 пришел на смену Ми-6, так как появились новые требования на грузоподъемность, грузовместимость, необходимость перевозки новой боевой техники. Анализ новых и перспективных образцов вооружения Сухопутных войск показал, что 80- 90 % грузов и боевой техники мотострелковой дивизии нужно перевозить вертолетами.

Ми-26 имеет восьмилопастной несущий и пятилопастной рулевой винты. На вертолете обеспечен высокий уровень весового совершенства агрегатов несущей системы. Лопасти несущего винта имеют стальной лонжерон, стеклопластиковый каркас и специальный бумажный заполнитель. Такая лопасть имеет массу 375 кг (Ми-6 — 705 кг).

Для защиты от эрозионного износа передних кромок лопастей Ми-26 впервые применены титановые противоабразивные оковки. С целью увеличения аэродинамических характеристик несущего винта на режиме висения сечение лопасти по ее радиусу имеет разный профиль.

В корневых сечениях — NACA-230, в средних — МО (r = 0.5…0.9), в концевых — СВ (r > 0,9). Такая аэродинамическая компоновка лопасти позволила увеличить силу тяги несущего винта на режиме висения на 15 кН.

В конструкции втулки несущего винта использован титан ВТЗ-1, что позволяет снизить вес втулки по сравнению с Ми-6 на 15%. Тяжелая планетарная схема главного редуктора заменена 3-ступенчатой многопоточной схемой.

В конструкции фюзеляжа Ми-26 использованы композиционный материал (специальный сплав, который на 26% легче традиционных алюминиевых сплавов) , оптимальное соотношение шага стрингеров и толщины обшивки, особая форма кабины, новая силовая схема крепления хвостовой балки.

Высокая экономичность вертолета достигнута путем его аэродинамического совершенства и установкой новейшего двигателя Д- 136, который по весовым характеристикам соответствует лучшим мировым образцам, а по удельному расходу топлива — не имеет себе равных в мире.

На Ми-26 увеличены топливные баки, встроенные в конструкцию. Объем их увеличен с 8600 л (Ми-6) до 11600 л (Ми-26), что позволяет увеличить дальность до 800 км. Для уменьшения сопротивления на вертолете установлено множество различных обтекателей, рассчитаны оптимальные обводы фюзеляжа, конструкторы отказались от крыла и подвесных топливных баков.

Увеличение разноса горизонтального шарнира (0,71 м) и вертикальной центровки (3,6 м) по сравнению с Ми-6 привело к значительному росту эффективности продольного и поперечного управления.

Для улучшения обтекания фюзеляжа вертолета Ми-26 на задней части капотов двигателей установлены аэродинамические гребни. Для обеспечения продольной устойчивости на концевой балке установлен неуправляемый стабилизатор, вынесенный из зоны влияния не сущего винта. Концевая балка вертолета выполнена в форме киля, площадью 11 квадратных метров.

Киль разгружает рулевой винт при полете на 25…30%. На вертолете установлен трехканальный автопилот. Вертолет Ми-26 может нести на внешней подвеске груз массой 20000 кг. Количество перевозимых десантников — 82, а раненых на носилках — 60 человек.

Оборудование вертолета включает — навигационный комплекс для полетов днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях включает комбинированную курсовую систему «Гребень-2», пилотажный командный прибор ПКП-77М и авиагоризонт АГД-83-15, автоматические радиокомпасы АРК-19 и АРК-УД, радиотехническую систему ближней навигации «Веер-М», доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-32, антенно-фидерную систему «Ромашка», радиовысотомер А-036.

В состав установленного на Ми-26 пилотажного комплекса ПКВ-26-1 входят четырехканальный автопилот ВУАП-1, система траекторного управления, система директорного управления, система гашения колебаний груза на внешней подвеске. Имеется метеорадиолокатор.

Радиосвязная аппаратура включает командные УКВ радиостанции Р-863 и Р-828, связаную КВ радиостанцию «Ядро-1Б», аварийную радиостанцию Р-861 и самолетное переговорное устройство СПУ-8. Установлены лебедка с тросом для подвески груза, бортовая телевизионная аппаратура БТУ-1Б с тремя видеокамерами и видеоконтрольным устройством ВК-175 для наблюдения за состоянием груза на внешней подвеске.

Погрузо-разгрузочное оборудование Ми-26 включает задний грузовой трап с гидравлической системой уборки-выпуска, два тельфера грузоподъемностью по 2500 кгс и лебедку с усилием 500 кгс для перемещения грузов в кабине, пол с рольгангом. Установлена магнитная система регистрации полетных данных «Тестер-У3», аппаратура речевых сообщений РИ-65 для оповещения экипажа об аварийных ситуациях в полете.

Подвесная кабина управления Ми-26ТМ при операциях с подвесным грузом расположена в передней части фюзеляжа и обращена назад. Рассматривается вариант с кабиной, выдвигающейся из грузового отсека, обращенной назад и оснащенной электродистанционным управлением. На военно-транспортных вариантах размещены устройства выброса ЛТЦ, передатчики помех ИК устройствам, экраны для подавления ИК излучения.

Лётно-тактические данные Ми-26

  • Экипаж, чел. 5
  • Диаметр главного винта, м 32
  • Диаметр хвостового винта, м 7.61
  • Длина, м 33.73
  • Высота, м 8.15
  • Масса пустого вертолета, кг 28200
  • Масса нормальная, кг 49600
  • Масса максимальная взлетная, кг 56000
  • Кол-во двигателей 2
  • Макс. скорость, км/ч 295
  • Крейсерская скорость, км/ч 255
  • Практическая дальность полета, км 2000
  • Дальность действия, км 800
  • Практический потолок, м 6500
  • Статический потолок, м 1800
  • Полезная нагрузка, кг 20000