Многоцелевой вертолёт «Westland «Lynx»

Westland Lynx
13 Ноя, 2014.

Благодаря огромному экспортному успеху морских вариантов вертолёта «Westland «Lynx» появилось распространённое заблуждение, что все армейские версии этой модели были созданы на основе флотских машин, хотя в действительности эволюция этого выдающегося в истории британской авиации вертолёта «Lynx» была прямо противоположной.

После долгих лет неудач в самостоятельном проектировании, изучения и освоения американских конструкций («Уирлуинд», «Уэссекс», «Си Кинг») в конце 1960-х годов британская компания «Вестланд» наконец-то приступила к созданию собственного вертолёта, призванного заменить «Скаут/Уосп» (а впоследствии и «Уэссекс») в роли универсальной машины для армии и флота. На сей раз британцы решили сотрудничать не с «Сикорским», а с французской вертолётостроительной фирмой «Аэроспасьяль».

Самый быстрый и верткий

Поначалу предполагалось, что новая машина поступит на вооружение армейской авиации и флотов обеих стран примерно в равных количествах. 21 марта 1971 года прототип впервые оторвался от земли.

Требования армии и флота были во многом схожи – обоим нужен был скоростной маневренный вертолёт, способный выполнять множество задач, включая такие сложные, как борьба с танками или огневая поддержка на поле боя. При этом необходимо было иметь достаточно просторную кабину для перевозки 8-10 бойцов с вооружением, что сразу отрезало конструкторам любые пути в сторону уменьшения машины.

Знаменитый «Rolls-Royce», сосредоточивший в своих руках к началу 1970-х всё британское авиадвигателестроение, сам находился в кризисе, и доводка Gem до необходимых значений мощности и надёжности затянулась надолго. Однако терпение оправдалось: получившаяся машина обладала исключительными лётными качествами и была способна впервые в истории «крутить пилотаж».

В результате лишь спустя 6 лет (12 февраля 1977 года) появился первый серийный вертолёт, предназначенный для британской армейской авиации и обозначенный «Lynx» AH.1 – армия сделал заказ на 113 машин.

Параллельно, хотя и с некоторым отставанием из-за более сложного оборудования, шло развитие морского варианта. Для палубной службы, особенно с учётом посадки на маленькие площадки небольших кораблей (фрегатов), которые ощутимо болтало во время шторма, вертолёты оснастили специальным оборудованием, помогающим «прилипнуть» к палубе в таких условиях.

Ну и, разумеется, флотские машины получили колёсное трёхстоечное шасси с большим ходом амортизаторов, складную хвостовую балку для хранения в ангаре и специальную защиту от морской соли, негативно влияющей как на сам вертолёт, так и на двигатель. В 1978 году вертолёты наконец-то начали поступать на вооружение.

Бесконечное совершенствование

Через несколько лет нашлись резервы для модернизации – более мощный двигатель, новая авионика и опыт эксплуатации первых моделей. Раньше всего, в марте 1982 года, появился новый противолодочный «Lynx» HAS.3.

Немного позже настал черёд и армейской авиации, но тут изменений было больше. Помимо усиления двигателей и трансмиссии, вертолёт получил новый рулевой винт – композитный, большего диаметра и с противоположным направлением вращения.



Наконец, третьим поколением заслуженной машины стали «Super Lynx», Боевая служба этих замечательных вертолётов практически ограничилась британскими армией и флотом. Самыми заметными операциями стали Фолклендская война и операция в Ираке в начале 1991 года.

По материалам avialand.org