В середине 50-х годов ОКБ им. Туполева получило задание на создание необычного самолета — комплекса радиолокационного дозора и наведения (АК РЛДН).
Новая машина должна была стать альтернативой американскому самолету аналогичного назначения Е-3 «АВАКС». Для ускорения создания самолета было решено использовать базу хорошо зарекомендовавшего себя в аэрофлоте пассажирского авиалайнера ТУ- 114.
Большой фюзеляж с герметичной кабиной самолета ТУ-114 вполне подошел для размещения радиоэлектронной аппаратуры радиотехнического комплекса РТК «ЛИАНА». Большую вращающуюся «тарелку» обтекателя антенны РЛС разместили над фюзеляжем.
Новый самолет оборудовали системой дозаправки в воздухе. Комплекс РТК «ЛИАНА» обнаруживал воздушные цели, начиная со средних высот и наводил на них истребители-перехватчики СУ-11, СУ-15, ЯК-28. В 1961 г. новый самолет АК РЛДН, получивший обозначение ТУ-126, поступил на вооружения ВВС СССР. На Кольском полуострове была сформирована отдельная эскадрилья, оснащенная ТУ-126. В последующем она перебазировалась в Прибалтику.
В процессе эксплуатации самолета выяснилось, что большие винты мощных ТВД создавали помехи бортовой радиоаппаратуре, также досаждала вибрация. Несмотря на это, ТУ-126 продолжал активно эксплуатироваться до начала 90-х годов.
В период с 1961 по 1971 гг. было построено 12 машин. К 1986 г. в строю оставалось 10 самолетов ТУ-126. Выявленные недостатки, а также неспособность радиотехнического комплекса «ЛИАНА» обнаруживать цели на фоне подстилающей поверхности, заставили конструкторов начиная еще с 1965 г. приступить к созданию нового комплекса.
Созданный на базе ИЛ-7бМА. и получивший обозначение А-50, он начал поступать на вооружение ВВС с 1984 г.
Лётно-тактические данные
• Экипаж, чел 13
• Высота, м 16.05
• Длина, м 55.2
• Площадь крыла, кв.м 311.5
• Размах крыла, м 51.2
• Масса пустого самолёта, кг 105000
• Масса максимальная взлётная, кг 175000
• Масса нормальная взлётная, кг 170000
• Масса топлива нормальная, кг 72980
• Крейсерская скорость , км/ч 650
• Максимальная скорость, км/ч 850
• Практическая дальность, км 12550
• Практический потолок, м 13000
• Продолжительность полета, ч 25
По материалам rusarmy.com