Ан-30 может быть использован для решения широкого круга задач, относящихся к фотограмметрии и аэрофотосъемке, в том числе и в военных целях.
Самолет разработан в 1967 году в ОКБ Г. М. Бериева на базе пассажирского самолета Ан-24. Первый опытный образец под обозначением Ан-24ФК поднялся в воздух 21 августа 1967 года.
Серийные самолеты имеют обозначение Ан-30 или Ан-З0А. Оставив практически без изменений крыло, хвостовое оперение, силовую установку и шасси базового самолета, конструкторы внесли существенные изменения в конструкцию фюзеляжа.
В передней его части размещена имеющая большую площадь остекления кабина штурмана, за ней располагается несколько приподнятая по сравнению с Ан-24 кабина летчиков, позади кресел которых находится рабочее место радиста. Почти вся остальная часть фюзеляжа занята кабиной для размещения специального оборудования. В полу этой кабины устроены 5 люков, которые используются следующим образом:
— над фотолюком 1 могут быть установлены 5 типов топографических аэрофотоаппаратов на жестких горизонтальных опорах или два типа аппаратов на гиростабилизированных опорах;
— над фотолюком 2 располагается полуавтоматический электронный командоаппарат, с помощью которого выдерживается необходимый темп съемки;
— над фотолюком 3 могут быть установлены 5 типов топографических и вспомогательных аэрофотоаппаратов. Кроме того, здесь, как и над фотолюками 4 и 5, могут быть установлены аэрофотоаппараты для фотосъемки в трех направлениях.
Все аэрофотоаппараты управляются дистанционно командоаппаратами. Установленный на Ан-30 комплекс навигационной и фотографической аппаратуры позволяет составлять высококачественные топографические карты в масштабе от 1:10 000 до 1: 150 000.
Так как для аэрофотосъемки дальность полета имеет особо важное значение, в центроплане установлены 6 дополнительных мягких топливных баков общей емкостью 1600 кг топлива, что позволило увеличить практическую дальность полета на высоте 6000 м при скорости 440 км/час до 2880 км.
В случае необходимости специальное оборудование может быть демонтировано и Ан-30 может использоваться как обычный транспортный самолет.
Лётно-тактические данные
• Размах крыла, м 29.2
• Высота, м 8.32
• Длина, м 24.26
• Площадь крыла, кв.м 74.98
• Масса максимальная взлётная, кг 23000
• Масса пустого самолёта, кг 15590
• Тяга нефорсажная, кгс 7.65
• Крейсерская скорость , км/ч 430
• Масса топлива нормальная, кг 1600
• Максимальная скорость, км/ч 540
• Дальность действия, км 2880
• Практический потолок, м 8300
• Продолжительность полета, ч 5.3
• Экипаж, чел 7
По материалам rusarmy.com