Р-3 (АНТ-3) «Пролетарий» — самолет-разведчик

В начале 1924 г., по распоряжению начальника ВВС страны П.И. Баранова, ЦАГИ получили технические требования на разработку самолета-разведчика. После построенных первых двух самолетов, А.Н. Туполев приступил к созданию третьей своей машины — АНТ-3. Был оформлен специальный договор с ЦАГИ на постройку самолета-разведчика Р-3 и запуска его в массовую серию.

Самолет представлял собой одномоторный двухместный полутораплан, за кабиной летчика которого располагалась отдельная кабина стрелка-наблюдателя с вооружением и специальным оборудованием. Конструктор снова обратился к треугольному варианту сечения фюзеляжа с гофрированной дюралюминиевой обшивкой. Высота сечения позволяла наблюдателю работать стоя. Такая форма сечения являлась наиболее выгодной, с точки зрения прочности, и позволяла обойтись без растяжек и раскосов внутри фюзеляжа. Проект самолета был разработан всего за четыре месяца. Первый опытный самолет с двигателем «Либерти» мощностью в 400 л.с., но без вооружения, был готов летом 1925 г.

Первый полет был выполнен 6 августа того же года летчиком В.Н. Филипповым. Он испытывал самолет до октября 1925 г. по программе ЦАГИ. Государственные испытания самолета проводил летчик-испытатель М.М. Громов, они были завершены в апреле 1926 г. Испытания показали достаточно высокие летные данные, и было решено выпустить самолет в круговой перелет по европейским столицам за три дня. Самолет, получивший название «Пролетарий», после тщательной всесторонней подготовки отправился в полет 31 августа 1926 г. Он был оснащен более мощным английским двигателем «Лайон» мощностью 450 л.с. Летчик М.М. Громов вместе с механиком Родзевичем пролетели по маршруту Москва — Кенигсберг — Берлин — Париж — Рим — Вена — Варшава — Москва протяженностью 7150 км за 34 ч 15 мин летного времени.

Самолет-разведчик Р-3 стал первым советским цельнометаллическим самолетом, запущенным в серийное производство. Первый серийный Р-3 был выпущен в июле 1927 г. Самолет был оснащен полным комплексом вооружения, фотооборудованием, но без бомб. Испытания, проводившиеся летчиком Я.Н. Моисеевым, показали, что самолет из-за задней полетной центровки очень чувствителен. Для устранения недостатков в ЦАГИ была разработана программа летных испытаний, после которых было принято решение эксплуатировать самолет в частях ВВС с центровкой до 35% САХ.

В процессе серийного производства пришлось столкнуться со многими трудностями, в том числе с оптимальным определением типа двигателя. С целью повышения летных данных разведчика в 1927 г. во Франции было закуплено 100 двигателей «Лоран-Дитрих» мощностью 450 л.с. Передняя часть самолета была удлинена на 385 мм, что улучшило его центровку. Самолет Р-3 много лет стоял на вооружении ВВС страны. Под маркой ПС-3 самолет несколько лет выполнял в Средней Азии работы по перевозке грузов, почты и даже по борьбе с саранчой. Один ПС-3 летал в Якутии почти до середины тридцатых годов.

Р-3 (АНТ-3) «Пролетарий»

Тактико-технические характеристики Р-3 (АНТ-3) «Пролетарий»
• Двигатель, тип х кол, название ПД х 1, М-5
• Экипаж, чел. 2
• Мощность, л.с. 450
• Длина самолета / высота самолета, м 9,5 / 3,1
• Размах крыла, м/площадь крыла, м2 13,0 / 37,0
• Полной нагрузки, кг 750
• Масса: максимальная взлетная / пустого, кг 2090 / 1340
• Максимальная скорость на высоте / у земли, км/ч 125 / 206
• Максимальная дальность, км 950
• Практический потолок, м 4920
• Вооружение 3 пулемета 7,62-мм 10-кг бомб

По материалам kollektsiya.ru

Р-3 (АНТ-3) «Пролетарий» — самолет-разведчик
Голосовать!


Метки: ,