«Фанерные пули» Lockheed Vega/Orion

Lockheed Vega/Orion
13 Ноя, 2014.

Самолёт Vega был не только чудом, он стал родоначальником семейства. Его имя связано со многими знаменитыми перелётами, включая и кругосветный.

После банкротства в 1921 году фирмы «Loughead Aircraft» — её владельцам, братьям Аллану и Малколму Лохэдам и их другу конструктору Джону Нортропу пришлось сменить профессию.

Но иногда они встречались, чтобы побеседовать и обсудить конструкции самолётов будущего. В декабре 1926 года Аллану Лохэду наконец удалось найти средства для организации новой фирмы «Lockheed Aircraft Company», а Нортроп незамедлительно приступил к разработке самолёта, получившего название Vega.

Он использовал монококовую схему фюзеляжа, свободнонесущее высокорасположенное крыло, трёхколёсное шасси и звёздообразный двигатель Wright Whirlwind J5 мощностью 200 л.с. (149 кВт).

Vega впервые поднялся в воздух 4 июля 1927 года со скошенного луга в Инглвуде, Калифорния (сейчас там находится Международный аэропорт Лос-Анджелеса). Ещё до полёта он был продан владельцу газеты в Сан-Франциско Джорджу Херсту-младшему, который объявил о намерении использовать самолёт для участия в воздушной гонке Калифорния-Гавайи на приз 25 000 долларов, спонсируемой Джеймсом Доле из компании «Hawaiian Pineapple Company».

С двумя дополнительными баками объёмом 379 литров в кабине, аварийным снаряжением и устройством сброса шасси в случае вынужденной посадки самолёт Vega, получивший название «Golden Eagle» («Золотой орёл»), установил ряд этапных рекордов за время подготовки к гонкам.

Vega покинул Калифорнию 16 августа 1927 года уверенным фаворитом, выиграв гонку на 3925 км, но «Golden Eagle» и его экипаж пропали во время трагического полёта над Тихим океаном, который стал известен как «Гонка скорби» («Doleful Derby»). Несмотря на эту трагедию, за несколько недель Vega получил известность, вызвавшую поток заказов в общем счёте на 128 экземпляров.

Первой серийной модификацией стал самолёт Vega I, оснащённый незакапотированным 9-цилиндровым двигателем Wright Whirlwind. На Vega II стоял мотор Whirlwind J16 мощностью 300 л.с. (224 кВт). Основной серийной модификацией (построено 77 экземпляров в четырёх вариантах) был самолёт Vega V с местами для пяти-шести пассажиров, оснащённый двигателем Pratt & Whitney Wasp.

За деревянную конструкцию в сочетании с высокой скоростью Vega V получил прозвище «Фанерная пуля». Другие варианты Vega, включая разработанные фирмой «Detroit Aircraft Corporation», обозначались индексом DL.

Самолёт Vega часто использовался для участия в гонках и в попытках побить рекорды скорости. Возможно, самыми известными полётами Vega стали перелёты одноглазого лётчика Уили Поста – пилота богатого нефтепромышленника из Оклахомы Ф.С. Холла. Пост совершал деловые полёты для своего нанимателя на принадлежавшем Холлу самолёте Vega Model V «Winnie Mae», названного в честь дочери магната. Но был и второй Vega Model V B, также принадлежавший Холлу.

После победы в национальных воздушных гонках («National Air Races») Лос-Анджелес-Чикаго, Пост готовился совершить кругосветный полёт. На «Winnie Mae» он со штурманом Харальдом Гэтти взлетел в Нью-Йорке 23 июня 1931 года и полетел через Атлантику в Англию, далее над Советским Союзом, через Аляску и Канаду, чтобы приземлиться в пункте отправления через 8 дней 15 часов и 51 минуту. В июле 1933 года Пост снова облетел земной шар на «Winnie Mae», но на этот раз – в одиночку.

На основе Vega был создан ряд других конструкций, в основе которых лежали главные компоненты этого самолёта. Лётные качества ранних Vega, оснащённых двигателями Whirlwind, заинтересовали почтовую фирму «Western Union Express».

По требованию заказчика Джек Нортроп сконструировал Vega c новым, свободнонесущим крылом типа «парасоль», четырёхместной грузопассажирской кабиной и открытой кабиной пилота. Самолёт, обозначенный Model III Air Express, поднялся в воздух в апреле 1928 года. Однако во время первого коммерческого рейса с грузом почты этот самолёт потерпел аварию и больше не использовался.

Было построено ещё семь Air Express, включая экземпляр с двигателем Pratt & Whitney Hornet, принадлежавший «General Tire & Rubber Company», который выиграл в 1929 году национальные воздушные гонки, развив скорость 251 км/ч. Наиболее совершенная модификация Vega – Model IV Explorer – имела низко расположенное свободнонесущее крыло.

Первый экземпляр Explorer с двигателем Wasp был завершён в июне 1929 года. К сожалению, 28 июля того же года самолёт разбился при взлёте с аэродрома Перси Каунти в штате Вашингтон.

Рекорд Линдберга

Среди пилотов, летавших на Air Express и восхищавшихся им, был полковник Чарльз Линдберг, поручивший новому главному конструктору фирмы «Lockheed» Джерри Валти сконструировать новый моноплан с низко расположенным крылом.

Самолёт, известный как Sirius 8, имел две открытые кабины, неубираемое шасси с обтекателями и двигатель Wasp мощностью 450 л.с. (336 кВт). В ходе испытаний в конструкцию было внесено немало изменений, включая установку закрытого сдвижного фонаря кабины. 20 апреля 1930 года Линдберг с женой поднялись в воздух на самолёте Sirius в Глендале, Калифорния.

После короткой остановки для дозаправки в Вичите самолёт через 14 часов 45 минут полётного времени приземлился в Нью-Йорке, установив новый рекорд скорости перелёта через территорию США. Этот полёт Линдберга способствовал получению заказов ещё на 14 самолётов Sirius.

По требованию Линдберга инженеры «Lockheed» разработали систему уборки шасси с ручным приводом. Это было первое в мире убираемое самолётное шасси. В августе 1932 года такое шасси установили на Sirius 8A, принадлежавший фирме «Lockheed».

Так появился прототип Model 8 Altair. Четыре следующих Sirius также были переделаны в Altair, ещё шесть – построены в этой конфигурации изначально. Самым известным из самолётов Altair был «Lady Southern Cross», купленный после переделки из Sirius Special австралийским авиатором Чарльзом Кингсфорд-Смитом для участия в воздушной гонке «MacRobertson Air Race» из Лондона в Мельбурн в 1934 году.

«Lady Southern Cross» совершил свой первый дальний перелёт из Австралии в США с 20 октября по 4 ноября 1934 года, но потом пропал без вести вместе с Чарльзом и его штурманом Томми Петибриджем. Считается, что он потерпел катастрофу в Бенгальском заливе.

Следующим шагом компании «Lockheed» стала комбинация крыла Altair и шестиместной кабины Vega, в результате чего появился Model 9 Orion. Этот самолёт впервые поднялся в воздух в марте 1931 года, пилотируемы Маршаллом Хэдли.

6 мая он получил сертификат лётной годности и поступил на службу в авиакомпанию «Bowen Air Lines» в Форт Уорте, Техас. Позже было построено ещё 34 Orion с деревянными фюзеляжами и единственный экземпляр модификации Model 9 Special с металлическим фюзеляжем, переделанный из Altair DL-2A.

Зарубежный покупатель

«Swissair» — единственная зарубежная авиакомпания, купившая самолёты Orion, приобрела два экземпляра Model 9B в 1932 году. Позже, во время гражданской войны в Испании, они попали в руки республиканцев вместе с ещё 11 экземплярами, полученными из США.

Все эти машины были потеряны в ходе боевых действий. Среди американских покупателей Orion были компании «American Airways», «Continental Airways», «New York and Western Air Lines» и пр. Другие машины использовались в качестве административных самолётов. Один самолёт был оснащён радиостанцией, аэрофотоаппаратом и служил в качестве «летающего корпункта» газеты «Detroit News».



Однако в октябре 1934 года в США был принят закон, запрещающий использование одномоторных самолётов для перевозки пассажиров ночью или на маршрутах, проходящих над территорией, непригодной для вынужденной посадки. Лучшая пора «Фанерных пуль» фирмы «Lockheed» миновала.

По материалам avialand.org