В январе 1923 г. на московском авиазаводе № 1 (бывший «Дуке») образовалось конструкторское бюро. Первое время его руководителем был Н.Н. Поликарпов, однако уже в феврале на эту должность назначили Д.П. Григоровича.
Конструктора Д.П. Григоровича можно по праву считать создателем первого серийного истребителя в СССР. Он оказался единственным в послереволюционной России конструктором, обладающим не только именем, но и опытом.
Опытный истребитель Григоровича представлял собой нормальный биплан деревянной конструкции с крыльями небольшой стреловидности. Самолет получил название И-1, поскольку с весны 1923 г. для обозначения разрабатываемых самолетов-истребителей в СССР начали использовать заглавную букву И.
Постройка И-1 завершилась в октябре 1923 г. При испытаниях самолет не показал ожидаемых результатов, скорость оказалась равной лишь 230 км/ч. Однако самолет считался опытным, поэтому с самого начала испытаний он подвергался многочисленным переделкам и изменениям. Отчаявшись довести свой И-1 до требуемого уровня путем мелких переделок, Григорович решился на радикальный шаг — разработку нового самолета, но с теми же размерами и под тот же двигатель.
Постройка нового самолета И-2 началась 1 февраля 1924 г., а уже 6 сентября он был готов. Самолет представлял собой одномоторный биплан смешанной конструкции. Бипланная коробка состояла из крыльев одинакового размаха, без выноса и поперечного V, с центральной И-образной стойкой.
4 ноября летчик-испытатель А.И. Жуков впервые поднял машину в воздух. Показанные отличные летные данные были достигнуты ценой некоторого ущерба для эксплуатации. Летчик Жуков после шести полетов отказался продолжать испытания из-за «ненормального» поведения машины в воздухе.
Продолжившие испытания летчики-испытатели М.М. Громов и В.Н. Филиппов, наоборот, хвалили машину. Но они забраковали кабину, поскольку она была чрезвычайно мала и неудобна. После ряда доработок, но все еще с некоторыми недостатками самолет был запущен в серийное производство. Военные, хоть и принимали самолеты, настойчиво требовали продолжить совершенствование машины.
Тактико-технические характеристики И-2бис
• Экипаж, чел. 1
• Мощность, л.с. 400
• Двигатель, тип х кол, название ПД х 1, М-5 («Либерти»)
• Длина самолета / высота самолета, м 7,5 / 2,8
• Размах крыла, м / площадь крыла, м2 9,15 / 23,81
• Масса: максимальная взлетная / пустого, кг 1597 / 1197
• Максимальная скорость на высоте / у земли, км/ч 228 / 235
• Практический потолок, м 5340
• Вооружение 2 пулемета ПВ-1, 7,62-мм
• Максимальная дальность, км 600
• Полной нагрузки, кг 400
Следующая машина И-2бис несколько отличалась от опытной. На ней была увеличена прочность отдельных узлов, пересмотрена технология постройки, расширена кабина летчика. Среди заметных внешних отличий — новые стойки бипланной коробки, измененное шасси и хвостовое оперение. Весной 1927 г. самолет поступил на испытания, но еще до их окончания было принято решение о его серийном строительстве.
Несмотря на все усилия конструкторов, летные характеристики и другие свойства самолета оказались далеко не удовлетворительными.
В заключении по результатам военных испытаний было сказано: «Самолет И-2бис, имея малую скорость, скороподъемность, потолок и слабую маневренность, не может быть признан современным истребителем…»
Но других боевых самолетов не было, и поэтому И-2бис оставался единственным отечественным истребителем, состоящим на вооружении. Строительство серии продолжалось до 1929 г., всего было выпущено 211 машин.
По материалам kollektsiya.ru