Рота, которую принимал старший лейтенант Евгений Ханин в декабре 1979 года, состояла из шести сержантов и прапорщика, служивших, как и сам командир, в сокращённой Ферганской десантной дивизии.
Комплектовать её предстояло из новобранцев. Через две недели новички уже принимали присягу. Ещё через неделю подъём по тревоге и перелёт в район Кушки.
Вопрос был один: «Когда за речку?» Поэтому ротный из каждого дня учёбы выжимал всё возможное. До стрельбища только марш-броском. Окапывались, стреляли, атаковали перебежками, вновь стреляли, карабкались на горку, ещё раз стреляли.
Ханин нутром чувствовал: сто капель пота здесь сберегут каплю крови там. И не ошибся. Первую боевую задачу в Афганистане – захват аэродрома в Кандагаре – решили быстро и без единого выстрела. Потом была подобная операция в провинции Газни.
Так случилось, что рота старшего лейтенанта Евгения Ханина на пять месяцев стала единственным нашим подразделением в значительной части провинции. Ротный дипломатично провёл переговоры о нейтралитете с влиятельным вождём местных племён Джаграном, который не признавал ни кабульскую власть, ни амбиций душманских отрядов.
Это позволило роте полностью сосредоточиться на выполнении основной задачи – борьбе с бандитскими караванами. Однажды штурмовым вертолётным десантом удалось обнаружить и захватить караван, в котором было больше сотни единиц стрелкового оружия. За результативную боевую работу старший лейтенант Евгений Ханин был награждён орденом Красной Звезды.
Потом снова Кандагар. Там до роты дошли слухи, что в зоне ответственности десантников имеется крепость-штаб моджахедов с большим складом оружия и боеприпасов. Разыскивая её, рота вышла к закольцованному дувалу с высоченными стенами.
Ханин нутром чувствовал: сто капель пота здесь сберегут каплю крови там. Первую боевую задачу в Афганистане решили быстро и без единого выстрела
– Залегли, осмотрелись. Ударили по массивным воротам из РПГ, – вспоминает тот бой ветеран. – Как только улеглась пыль, из арки по нам ударил «духовский» пулемёт. Рассредоточились, «Мухами» и гранатами ответили с нескольких направлений. С третьей попытки ворвались внутрь, прочесали внутренние строения и поняли, что это и есть та самая крепость. Обнаружили ценные штабные документы, большой склад оружия, боеприпасов и медикаментов, госпиталь.
Уже переведённый комбатом в Союз Евгений Ханин из рук командующего войсками округа Дмитрия Тимофеевича Язова получил за тот рейд орден Красного Знамени.
Потом начальником штаба десантного полка ему пришлось пройти южные «горячие точки», выполнять миротворческую миссию в Абхазии. Январь 1996 года начальник оперативного отделения соединения полковник Евгений Ханин встречал в Чечне – старшим полковой тактической группировки Новороссийской десантной дивизии.
На войне как на войне – ситуации случались разные. Но и здесь сполна проявились выработанные Афганом качества боевого офицера, благодаря которым солдаты и офицеры называли его Батей.
Ханин, прежде чем отдать приказ, всегда взвешивал все за и против, прорабатывал до мелочей возможные варианты развития обстановки. Поэтому вполне закономерно, что новороссийские десантники большинство задач в ту пору решали основательно и без потерь, а полковник Евгений Ханин был отмечен орденом «За военные заслуги» и именным оружием.
Боевой опыт пригодился ему и во время командировки в Боснию и Герцеговину. В миротворческой миссии наших «голубых касок» сказывалось умение Евгения Ханина быстро принимать отфильтрованные решения в нестандартных ситуациях.
Чтобы не искать приключений на свою голову при зачистках горной местности, наши бойцы по предложению Ханина сами устраивали засады. Именно так было разбито несколько отрядов «шайтанов», стремившихся соединиться с Хаттабом.
Наши засады издалека обнаружили движение противника. Полковник Ханин приказал в огневой бой не вступать, отслеживать перемещение групп. В горах маршрут движения чаще всего предсказуем. Ханин сопоставил доклады своих дозоров, определил наиболее эффективные участки для артналёта. Потом огнём из засад наши бойцы завершили дело.
По поступившим позднее разведданным, именно в ту ночь получил осколочное ранение и сам Хаттаб. Та боевая пора полковника Евгения Ханина была отмечена орденом Мужества. Наградами офицер, конечно, дорожит. Но трудно сегодня сосчитать, в скольких семьях живёт родительская благодарность за умение Евгения Ханина побеждать в бою, сохраняя солдатские жизни.
Сейчас полковник в отставке Евгений Ханин возглавляет ветеранскую организацию 7-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии.
Его опыт, как и опыт других ветеранов боевых действий, мог бы пригодиться на занятиях в системе командирской подготовки. И, может быть, оказалась бы весьма востребованной в соединениях должность помощника командира по внедрению боевого опыта. Она по плечу ветеранам боевого закала.
Автор Виктор ПЯТКОВ, Владимир СОСНИЦКИЙ
По материалам topwar.ru