Непростая судьба «Вейнтисинко де Майо»

Вейнтисинко де Майо
Главная » Безопасность Военный архив » Непростая судьба «Вейнтисинко де Майо»
6 Янв, 2015.

Аргентинский авианосец «Вейнтисинко де Майо» («25 мая», Veinticinco de Mayo) — корабль с весьма ироничной судьбой.

Построенный в Великобритании, он повоевал против своей бывшей родины, после чего отправился на утилизацию в бывшую британскую же колонию — Индию. Другая ирония состоит в том, что все государства, под флагом которых он успел послужить, испытывали упадок своего военно-морского флота: Британия, Голландия, Аргентина. Ни одной стране он не принес военной удачи.

«Венерэйбл» (будущий «Вейнтисинко де Майо») принадлежал к классу «Колоссус» и во многом больше напоминал перестроенное гражданское судно, чем корабль, изначально построенный для нужд Королевского флота.

Он имел крайне слабое бронирование и небольшое водоизмещение даже для авианосцев того времени — всего 16 000 тонн. Такая экономия возникла в условиях Второй мировой, когда Британии (как и другим воевавшим на море державам) требовалась как можно более простая авианесущая единица в максимально сжатые сроки.

В январе 1945 года новый корабль вступил в строй. Его авиакрыло составили британские «Барракуда» и американские истребители «Корсар» в палубной модификации.

Поскольку судьба Германии к тому времени была практически решена в сухопутных битвах, «Венерэйбл» должен был воевать на Тихом океане против Японской империи. Но и тут ему поучаствовать не довелось, разве что во взятии англичанами Гонконга — при почти полном отсутствии японского сопротивления.

После войны Великобритания оказалась в сложном положении: её империя трещала, а финансы потерпели крах и многие корабли пошли с молотка, в том числе и «Венерэйбл», который был продан в Голландию, где прошёл радикальную модернизацию и был переименован в «Карел Доорман».

Если изначально Нидерланды использовали его как эскортный авианосец, то в последние годы службы он скорее напоминал противолодочный из-за большого перекоса в сторону вертолётов и самолётов ПЛО.

Единственная относительно серьёзная операция, в которой «Карел Доорман» успел принять участие под голландским флагом это «демонстрация силы» в 1960 году у берегов Западной Новой Гвинеи, на которую в те годы претендовала Индонезия.

Нидерланды планировали предоставить этой колонии независимость и объединить её с австралийской частью острова, поэтому было принято припугнуть Джакарту и заставить её трепетать перед мощью голландского духа. Авианосец в сопровождении двух эсминцев и танкера, тем не менее, не вызвал у индонезийцев особого испуга и Западная Новая Гвинея была ими захвачена и аннексирована.

Из других заметных эпизодов в нидерландской части жизни корабля можно отметить посещение Японии в честь 350-летия и установления отношений между странами и пожар, который стал формальным поводом для продажи корабля Аргентине.

Стоит упомянуть, что голландцы вложили серьёзные деньги в модернизацию корабля, были заменены РЛС, средства ПВО, усилена палуба и механизмы аэрофинишеров, полностью перестроен «остров».

Однако после потери тихоокеанских владений такой корабль стал не по карману небольшой стране и в 1968 году он был продан Аргентине, где снова сменил название на «Вейнтисинко де Майо». В Буэнос-Айресе покупку считали удачной. Им достался сравнительно новый и недавно модернизированный носитель палубной авиации, основу которой теперь составили палубные штурмовики A-4 «Скайхок».

Первый конфликт для нового корабля под флагом Аргентины мог состояться уже в 1978 году, когда руководство этой страны планировало использовать его в войне против Чили за острова Пиктон, Ленокс и Нуэва. Но тогда войны между двумя военными хунтами чудом удалось избежать.

К началу 1980-х аргентинцы не без оснований считали британского льва достаточно ослабевшим, чтобы его можно было выпроводить из Южной Атлантики. И в первую очередь с Фолклендских островов, на которые Аргентина претендовала с момента своего возникновения. «Вейнтисинко де Майо» в этом конфликте предстояло сыграть одну из главных ролей, сначала при поддержке высадке десанта, затем при патрулировании акватории, прилегающей к островам.

Уже после того, как стало известно о выходе британской эскадры, стали прорабатываться планы ударов по вражеским авианосцам силами «Скайхоков». Но 1 мая 1982 года, когда был запланирован удар, штормовой ветер помешал штурмовикам взлететь.

Последовавшая катастрофа с торпедированием крейсера «Генерал Бельграно» окончательно убедила аргентинское командование в бесперспективности морской дуэли и авианосец был отозван из зоны боевых действий. После этого исход конфликта фактически был предрешен.

После войны у Буэнос-Айреса так и не нашлось денег на модернизацию корабля. В 1997 году авианосец был исключён из состава флота. Отдельные механизмы были проданы в Бразилию. Например, катапульта была использована на бразильском авианосце «Минас-Жерайс».

В конечном итоге «Вейнтисинко де Майо» был продан и разделан на металл в индийском Аланге. Заменить списанный «Вейнтисинко де Майо» новым авианосцем оказалось слишком дорогим удовольствием.

Автор Игорь Кабардин

По материалам topwar.ru