За последние несколько дней руководители НАТО и стран-участников организации сделали некоторые заявления, раскрывающие их планы на ближайшее будущее.
Как следует из слов чиновников, страны НАТО намерены продолжать усиливать свое присутствие в Восточной Европе. Для этого планируется реализовать несколько новых проектов. По официальным данным, предлагаемые меры предназначаются для обеспечения стабильности и безопасности в регионе.
Недавно делегация руководства НАТО во главе с генеральным секретарем Йенсом Столтенбергом посетила Болгарию. Во время этого визита состоялись несколько мероприятий, в том числе заседание начальников генеральных штабов стран-членов НАТО. В ходе визита в Болгарию руководители Североатлантического альянса сделали ряд важных заявлений.
Й. Столтенберг подчеркнул, что существует необходимость усиленного присутствия НАТО в Болгарии и некоторых других восточноевропейских странах. Предлагается на ротационной основе увеличить численность подразделений, находящихся в Восточной Европе. Усиленные группировки войск будут принимать участие в учениях и иных мероприятиях. Параллельно с отправкой новых подразделений в страны Восточной Европы планируется усилить присутствие Альянса в Черном море.
Как и ранее, руководители НАТО пытаются убедить всех в отсутствии агрессивных планов в отношении каких-либо стран. Й. Столтенберг утверждает, что усиление группировки войск в восточноевропейских странах планируется исключительно в мирных целях и для защиты восточных рубежей Альянса. Командующий европейскими силами НАТО генерал Филип Бридлав уточнил этот тезис и заявил, что планы организации не угрожают России.
Уже известны некоторые подробности планируемого увеличения контингента войск. По словам Й. Столтенберга, усиление группировки будет производиться за счет создаваемых в настоящее время сил быстрого реагирования. До конца 2015 года планируется создать подразделения, способные в течение двух суток отправиться в заданный район Европы и приступить к выполнению боевых задач. В новой структуре будет занято около 4-5 тыс человек.
Для обеспечения работы новой структуры и ее взаимодействия с другими подразделениями планируется создать новые командные и контрольные центры. Они будут работать, как минимум, в шести восточноевропейских государствах. Центры появятся в Латвии, Литве, Эстонии, Болгарии, Польше и Румынии. По-видимому, не исключается появление подобных органов и в других странах.
Во избежание явных нарушений существующих международных договоров войска НАТО работают на ротационной основе. На базы той или иной страны прибывают войска одного из государств Организации. По истечении установленного срока эти войска убывают домой, а их заменяет контингент из другой страны.
Таким же образом Североатлантический альянс обозначает свое присутствие в Черном море, однако в этом случае дополнительным ограничением работает т.н. конвенция Монтре. Несмотря на существующие ограничения, механизм ротации группировок отработан и будет использоваться в будущем.
28 января помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Виктория Нуланд подтвердила слова генсека НАТО. В Вашингтоне полагают, что требуется как можно скорее создать новые командные центры в шести восточноевропейских странах.
При этом, как и руководители Альянса, В. Нуланд подчеркнула, что все планируемые меры будут приниматься исключительно в целях обеспечения безопасности. По ее словам, НАТО является оборонительной организацией, цель которой состоит в сдерживании агрессии. Однако требуется располагать боеготовыми войсками, при необходимости способными остановить агрессора.
Последние заявления чиновников НАТО и стран-участниц говорят не только о планах по усилению своего присутствия, но и о финансовых проблемах организации. Так, В. Нуланд призвала участников Альянса соблюдать свои финансовые обязательства. Некоторые страны, по ее словам, готовы «соскользнуть с крючка».
В сентябре прошлого года в Уэльсе состоялся саммит НАТО, одним из результатов которого стали новые требования к финансированию вооруженных сил. Теперь страны-участницы Организации в обязательном порядке должны тратить на оборону не менее 2% своего ВВП. На данный момент это требование выполняют лишь несколько стран.
Требованиям НАТО полностью соответствуют военные бюджеты США, Германии, Великобритании и Эстонии. Иные государства выделяют на оборону меньше, чем требуется правилами Альянса. В первую очередь это относится к относительно новым членам, пополнившим состав НАТО в последние десятилетия. К примеру, Латвия тратит на оборону около 0,9% от своего ВВП, а для Литвы эта цифра составляет 0,8%.
Далеко не все страны НАТО имеют требуемый размер военного бюджета. Тем не менее, решение принято, в результате чего множество государств вынуждено составлять «дорожные карты» для приведения бюджета в требуемый вид. На выполнение всех необходимых реформ дается 10 лет.
Не так давно, говоря о финансовых особенностях участия в НАТО, генсек Й. Столтенберг сделал весьма интересное заявление. По его словам, в спокойные времена есть смысл сокращать расходы на оборону. Тем не менее, мирное время подошло к концу, из-за чего нужно увеличивать военные бюджеты.
Кроме того, он напомнил, что суммарные ВВП Европы Соединенных Штатов примерно одинаковы, однако американский военный бюджет вдвое больше суммы всех европейских. При этом около двух третей расходов на деятельность НАТО приходится на США. Европа, в свою очередь, обеспечивает лишь треть финансирования.
Последние заявления Й. Столтенберга и В. Нуланд, а также результаты сентябрьского саммита, представляют большой интерес. Все говорит о том, что НАТО планирует не только расширять свое присутствие в Восточной Европе и Черном море, но и повышать потенциал своих армий. Постепенный рост военных бюджетов (в случае с некоторыми странами – в несколько раз) должен привести к росту мощи вооруженных сил ряда европейских государств.
Что касается создания новых сил быстрого реагирования и усиления группировки в Восточной Европе, то подобные планы можно считать логичным продолжением предыдущих действий НАТО, предпринимавшихся на протяжении последних двадцати с лишним лет. Организация продолжает расширяться в восточном направлении, приближаясь к границам России и усиливая группировку у ее рубежей.
Такие действия ожидаемо приводят к результатам военно-политического характера. В конце прошлого года была опубликована обновленная версия российской Военной доктрины. В этом документе в числе основных внешних угроз значатся наращивание потенциала НАТО, приближение войск Альянса к российским границам, а также наделение Организации глобальными функциями, реализуемыми с нарушением норм международного права.
Обновление российской Военной доктрины произошло на фоне модернизации вооруженных сил и закупки большого количества новых вооружений и техники. Одновременно с перевооружением России планируется создавать новые структуры НАТО в Восточной Европе. Таким образом, текущие и планируемые процессы в Европе все больше и больше похожи на Холодную войну второй половины прошлого века. Тем не менее, пока о подобных событиях речи не идет, а официальные лица всячески опровергают возможность начала такой конфронтации.
На данный момент и Россия, и НАТО восстанавливают свой военный потенциал. В последние десятилетия, после распада Советского Союза, расходы на оборону сокращались и в нашей стране, и в Европе, что привело к соответствующим последствиям. Теперь Россия имеет возможность восстановить утерянный потенциал, а Североатлантический альянс намеревается привести армии стран-участниц в соответствие с актуальными требованиями, тем самым обеспечив их безопасность.
При этом характерной особенностью натовских действий оказывается, как минимум, недружественная риторика в адрес России. Нашу страну обвиняют в агрессивных планах и называют угрозой, требующей принятия мер.
Как показывает практика, подобные действия могут быть полезны для увеличения военного бюджета, однако имеют массу негативных последствий военно-политического и международного характера. При определенном стечении обстоятельств агрессивная риторика может даже привести к началу новой Холодной войны, которая в нынешних условиях никому не нужна.
Украинский кризис и гражданская война, начавшиеся в прошлом году, стали удобным официальным поводом для реализации планов НАТО. Руководство Альянса поспешило обвинить Россию в агрессии, что в итоге было объявлено одной из предпосылок к появлению планов по созданию сил быстрого реагирования, новых командных центров и т.д.
Любопытной особенностью текущих программ перевооружения и планируемых проектов является тот факт, что вооруженные силы России в Западном военном округе должны повышать свой потенциал в основном за счет новых вооружений и техники, а также при помощи оптимизации различных структур и процессов.
Войска НАТО в восточноевропейских странах, в свою очередь, планируется усилить новыми силами быстрого реагирования численностью до 4-5 тыс человек, вооруженными несколькими десятками единиц различной техники. Таким образом, Альянс будет увеличивать присутствие за счет количества, а Россия повышает обороноспособность в качественном отношении.
Все стороны наметившегося противостояния преследуют свои собственные цели, связанные с обеспечением безопасности, обновлением вооруженных сил и, в некоторых случаях, с сокращением расходов. Такие понятные и логичные шаги нескольких стран, имеющих противоположные интересы, вполне способны привести к новому витку противостояния.
Кроме того, сейчас они происходят на фоне войны на Украине и международных событий вокруг этого конфликта, что подливает масла в огонь разногласий. В результате текущие действия НАТО могут привести к дополнительному ухудшению двухсторонних отношений, которые и без этого нельзя считать хорошими.
Отказ от недружественных планов и восстановление партнерство вполне возможны, но выглядят маловероятными.
Автор Рябов Кирилл
По материалам topwar.ru