Донбасские хроники. №3. Как и кто обеспечит будущее Луганщины?

Донбасские хроники
3 Дек, 2015.

Речь сегодня пойдет не о вооруженных силах или депутатах. Под словами «будущее Луганщины» я подразумеваю тех специалистов, которые должны будут работать на благо своей республики.

Именно специалистов, потому что вопрос кадрового голода — один из тех, которые являются причиной того невнятного положения, которое существует сегодня.

Действительно, укомплектовать силовые структуры оказалось довольно просто. Хотя и там перекосов достаточно. Но даже сами луганчане признают, что юридическая система ЛНР находится в глубочайшем кризисе. Про остальные структуры не стоит даже говорить, поскольку, чем дальше от передовой, тем меньше внимания им уделяется.

Так откуда взять эти самые кадры?

Напрашивается ответ — воспитать и подготовить. Вроде бы для этого все есть. Но давайте посмотрим на существующую картину, которую я нарисую, пользуясь своими источниками в образовании ЛНР.

Сегодня в Луганске действуют 4 вуза. Медицинский, сельскохозяйственный, машиностроительный и педагогический. Список неплох. Не хватает только юридического. Но это только на первый взгляд.

Заведения обескровлены в плане преподавательского состава. На сегодняшний день уровень комплектации преподавателей составляет 40-50%. В настоящее время, правда, наблюдается некоторый приток обратно со стороны России, но и одновременно имеет место быть отток на территорию Украины.

Причем уезжают далеко не самые плохие кадры. И уезжают по уважительной причине. В ЛНР нереально защитить научную степень. То есть либо из чувства патриотизма человек должен забыть о проделанной работе в течение нескольких лет, либо ехать туда, где это можно осуществить. Абсолютно не берусь судить этих людей. Научная работа — это то, от чего лично очень далек. Но, видимо, бросать хотят далеко не все. И это понятно.

Да и с защитой обычных дипломов у выпускников луганских вузов тоже все печально.

В 2014 году все формы обучения были бесплатны. В результате кинулась поступать большая толпа. 20-25% это были из тех, что «все побежали, и я побежал». К тому же был дополнительный фактор, стимулирующий к поступлению: первый министр образования ЛНР Леся Лаптева пообещала, что все будут получать российские дипломы. Увы…

Лаптевой на посту больше нет, что весьма сильно обрадовало всю преподающую тусовку. Но и дипломов тоже нет. Есть некоторая часть счастливчиков, которые попали в экспериментальные программы с российскими вузами. Часть защитилась в Новочеркасске, часть в Костроме. Но только защитилась.

Дипломов об окончании не получил еще ни один выпускник 2015 года. Бюрократические согласования разницы в часах, предметах и прочем фактически убили эксперимент на корню. И в среде российских вузов, которых и так было немного в числе добровольцев, желающих помочь луганским студентам, тоже поубавилось желания на порядок.

Диплом… а столь ли он важен? В принципе, один из моих собеседников, еще не дипломированный, но вроде как специалист в сфере «ай-ти» технологий, сказал так: «Для того, чтобы продемонстрировать мой уровень знаний, мне нужно полчаса и компьютер. Так что я и без «корочки» проживу». С программистами все понятно.

Но логично рассуждая, молодой специалист-медик так заявить не сможет. «Дайте мне больного, скальпель и полчасика…» Понятна аналогия, да? Не проходит.

Конечно, министерство образования ЛНР может выдавать свои сертификаты, подтверждающие обучение человека. Которые будут действительны на территории ЛНР. Но это уже пованивает резервацией по сценарию ПМР. Честно — не хотелось бы. Не такая уж большая проблема — переаттестовать луганчан в российских вузах.

Да, вполне возможно, что многие молодые специалисты захотели бы поработать в России. В чем проблема? Интернатура, практика, стажировка — кому плохо? В то, что они в основном своем большинстве вернутся обратно, лично у меня особых сомнений нет. В худшие времена не сбежали. Но это тоже вопрос соответствующей работы с молодежью.

Да, 2015-й год сильно отличается от 2014. Да, заочную форму обучения сделали платной. Исключения сделаны для сотрудников МО и МГБ. Остальным — за деньги. За 4 (ЧЕТЫРЕ!!!) тысячи в год. Честно признаюсь, когда число увидел, у меня истерика была от смеха. Как у плательщика за студентку дневного обучения в России.

И стипендии студентам (которые этого заслуживают, понятное дело) тоже платят. 1 400 рублей. Тоже как бы без комментариев.

С зарплатой преподавателям тоже все относительно наладилось. Мне дали вот такие цифры.

В 2014 году преподавательский состав получил з/п в октябре за сентябрь (в гривнах). Следующую, октябрьскую, выплатили в апреле 2015. Ноябрь и декабрь «простили».

В 2015 в январе дали 50% за январь (в гривнах), февраль и март тоже «простили». В апреле дали октябрьскую и часть за апрель.

А потом что-то случилось, и с мая по настоящее время начали выплачивать каждый месяц. В рублях.

За этими сухими строчками стоят месяцы безденежья при увеличивающихся ценах в условиях блокады. Инженер — 2500-3000 руб., ассистент, учитель — 4000 руб., доцент — от 5000-7000 руб. (в зависимости от стажа). Это зарплата на ставку.

В прошлом году все работали на 1,5 ставки. А в реалии нагрузка была и 2 и 2,5 ставки на штык… то есть на голову. Но потолок получения — 1,5 ставки. Но и то радость.

Выдержали, выжили. Сохранили. Теперь бы удержать.

С финансированием мелочёвки для универов типа: бумага, учебники, расходники, на содержание, вывоз мусора и т.д. — проблемы. С бумагой особенно. И расходниками и запчастями для оргтехники — полный кошмар.

Так как нет нормально работающего казначейства, то и с выделением денег на содержание университетов все печально. Но на войне, как на войне.

Зато коррупция сократилась в разы. По уровню откатились к первой половины 90-х… Т. е. отсутствие системных поборов по вертикали. И постоянные напоминания об МГБ делают свое дело. Плюс народ стал намного беднее — с него нечего брать. А что можно взять, так лучше не связываться. Тут в этом вопросе обогнали Украину…

В целом пациент скорее жив, чем мертв. Но пациенту очень нужна помощь. И дело не в деньгах даже. Дело в самом отношении к тем, кого готовят луганские вузы. А они готовят в первую очередь свое будущее. И, кстати, наше тоже. Нам как бы с ними бок о бок жить. И хочется, чтобы это были грамотные люди, непохожие на Лаптеву и подобные ей порождения. Умеющие только два действия арифметики — отнимать и делить.

Будущее завтра закладывается сегодня. Этот закон одинаков что для России, что для Донбасса.
Автор Роман Скоморохов

По материалам topwar.ru