Украинский авиарынок вошел в затяжное пике

Украинский авиарынок
Главная » Авиановости Новости, обзоры События » Украинский авиарынок вошел в затяжное пике
3 Дек, 2014.

Ситуация на украинском рынке авиационных перевозок с каждым месяцем становится все хуже.

За восемь месяцев 2014 года пассажиропоток Борисполя сократился на 8,5% в сравнении с аналогичным периодом 2013 года. За девять месяцев аэропорт потерял 11%, за десять — 12% пассажиров.

По оценкам Госавиаслужбы, в 2014 году пассажиропоток в Украине упадет на 30-35% до 9,9-10,6 млн. человек.

Положение украинских авиакомпаний не лучше. За девять месяцев 2014 года перевозчики в сравнении с аналогичным периодом 2013 года потеряли 17,8% пассажиров и 25% грузов. Они перевезли 5,1 млн. человек и 55,7 тыс. тонн грузов.

Причины — война на востоке Украины и спад в экономике. Кроме того, говорят игроки рынка, ситуацию в отрасли усугубляет нерасторопность властей. Например, на время кризиса можно было бы упростить валютное регулирование.

«Сейчас авиация должна продавать валютную выручку и тут же покупать ее. Это не способствует стабилизации валютного рынка и угрожает исполнению контрактов. В выигрыше только банки, которые получают комиссию за каждую транзакцию», — полагает коммерческий директор компании Wizz Air Украина Вадим Третяк.

ЭП поинтересовалась в Wizz Air, сколько они теряют на валютных операциях, но в компании отказались отвечать на запрос. В МАУ ответили так: «Потери исчисляются сотнями тысяч долларов в месяц. Точнее сказать не могу — информация конфиденциальна. Эти суммы оседают в банках в процессе продажи и покупки валюты, а также уплаты штрафов, выставляемых поставщиками из-за задержек платежей, вызванных сроками этих транзакций».

Повлиять на ситуацию пытались авиационные власти страны. «С целью урегулирования ситуации на валютном рынке для субъектов авиационной деятельности в НБУ направлено письмо от 30 сентября 2014 года. Вопрос частично решен путем внесения Нацбанком изменений в его постановления», — сообщили ЭП в Министерстве инфраструктуры.

Впрочем, чиновники признают: эти изменения не смогли в полной мере решить проблемы авиакомпаний, связанные с международными перевозками.

«Для окончательного решения этого вопроса Госавиаслужба направила письмо премьер-министру Арсению Яценюку с просьбой внести дополнительные изменения в постановления НБУ. Такое же письмо направлено главе НБУ Валерии Гонтаревой», — говорят в Минтрансе.

Кроме того, в Wizz Air считают, что было бы неплохо привязать налоги и сборы в авиационной сфере к гривне. Сегодня расчеты ведутся в привязке к доллару.

«Если государство настаивает, что все расчеты внутри страны должны проводиться в гривне, логично было бы и самому государству отказаться от привязки налогов к иностранной валюте для субъектов, зарегистрированных в Украине. Это помогло бы компаниям пережить кризис», — говорит Третяк.

В МАУ считают, что эти предложения невозможно реализовать. «Международная авиация живет в структуре долларовых платежей за топливо, лизинги, аэропортовое обслуживание», — отмечет президент МАУ Юрий Мирошников.

Министерство инфраструктуры объясняет привязку налогов и сборов к доллару международной практикой и одинаковым подходом ко всем игрокам рынка.

«Большинство полетов, которые обслуживаются в воздухе и аэропортах Украины, международные. Ставки сборов рассчитываются на основании фактических расходов аэропортов и провайдеров навигационного оборудования. Они равные для всех, поэтому и ставки одинаковые», — объясняют в министерстве.

Помощь от государства

Для выживания в сложных экономических и политических условиях крупнейший украинский авиаперевозчик МАУ попросил у правительства выделить $100 млн. стабилизационного кредита на десять лет.

Эта просьба вызвала критические отзывы у игроков рынка. В Wizz Air заявили, что давать деньги МАУ бесполезно и опасно.

«Для поддержки рынка авиаперевозок в Украине нужно наконец подписать соглашение о Едином авиационном пространстве с Европой. Оно определит будущее отечественной авиации: выявит более сильных игроков и даст возможность каждому занять свою нишу. Прямые инвестиции в отдельные авиакомпании, как показала европейская практика, лишь оттягивают момент их банкротства. Перевозчики исчезают вместе с государственными деньгами» — сказал Третяк.

В МАУ поправляют Wizz Air: речь идет не о прямых инвестициях, а о стабилизационном кредите.

По словам Мирошникова, полученные от государства деньги пойдут главным образом на оплату услуг государственных предприятий авиатранспортной системы Украины и в ближайшие годы вернутся в госбюджет.

При этом, добавляет менеджер, удастся сохранить рабочие места не только в МАУ, но и в отрасли. Сохранить наработанную структуру в готовности к восстановлению показателей роста на рынке авиаперевозок. Примеры успешной реализации такой государственной помощи есть, говорит он.

«США после терактов 11 сентября, Евросоюз в период глобального экономического кризиса. Самый свежий пример, успешности которого мы пока не знаем, — $1 млрд. кредита Сбербанка РФ авиакомпании «Трансаэро» из-за потерь, связанных с ситуацией в Украине», — говорит топ-менеджер МАУ.

Вернут ли акционеры МАУ кредит? Если такой заем попросит, например, Приватбанк, также контролируемый Игорем Коломойским, то у Нацбанка будет ежедневная отчетность учреждения и возможность блокировать его счета. В случае с МАУ государство не сможет сделать это быстро.

Если речь зайдет о возврате денег, компания может выставить государству встречные счета, заблокировать возврат денег через суды либо предложит войти в акционерный капитал как миноритарию. В крайнем случае, если государство будет слишком «давить», МАУ может постичь печальная судьба Аэросвита.

Впрочем, почему Украина должна помогать из бюджета компании, которая многие годы была монополистом на рынке авиаперевозок, и которая до сих пор блокирует свободный рынок в этой сфере? Конфликт вокруг Atlasjet, которая не смогла пробить блокаду МАУ, — яркое тому свидетельство.

Где «открытое небо»

Власти Украины находятся в сложной ситуации. Помощь отрасли нужна, но на нее нет денег. Непростая ситуация и с «открытым небом» с ЕС. Подписание этого соглашения постоянно откладывается. Киев говорит — по вине Брюсселя.

«Представители Министерства инфраструктуры и Госавиаслужбы проводят переговоры с представителями ЕК и другими заинтересованными сторонами.

Решается спорный вопрос касательно Гибралтара. ЕС несколько раз откладывал предложенные Украиной даты подписания договора из-за отсутствия консенсуса между Испанией и Великобританией по Гибралтару. Консультации продолжаются», — говорят в министерстве.
Все это не вселяет надежд на быстрое восстановление авиационного рынка в стране. Падение может быть затяжным.

По материалам avianews.com